Спасение голодающих — дело рук самих голодающих?

О глобальном продовольственном кризисе

До чего дошел прогресс!.. Людям в XXI веке нечего есть. Согласна, это не сенсация, вернее, данное утверждение не было сенсаций до тех пор, пока голодало население в африканских и иных бедных странах.


Когда в начале мая в Сомали вооруженные силы открыли огонь по толпе, требовавшей продовольствия, убив двух человек, — это тоже не было сенсацией. Это только один из «продовольственных бунтов», вспыхивающих по всему миру...


Европа может остаться без сливок к утреннему кофе. Вот это стало для европейцев настоящим шоком!.. Немецкие фермеры перестали поставлять молоко на перерабатывающие заводы, потому что это становится невыгодно. Бельгийские рыбаки пошли еще дальше — они просто разгромили рыбные супермаркеты, протестуя против низких закупочных цен на свою продукцию.


Чем–то напоминает восстание луддитов, которые разрушали машины, заменившие их ручной труд... Только сегодня действует глобальная машина, в топке которой сгорают от инфляции доходы мировой экономики.


Именно тогда, когда высокие цены на энергоносители затронули наконец интересы европейских производителей, мировая влиятельная пресса начала громко говорить о глобальном продовольственном кризисе. А ведь начался он гораздо раньше перебоев с круассанами, и уж, во всяком случае, на саммите тысячелетия в специальной декларации ООН был зафиксирован своего рода каталог мировых проблем, где голод и нищета третьего мира стояли на первом месте. Тогда прозвучал призыв перестать наконец рассматривать большую половину человечества как сырьевой придаток к цивилизованному миру. Не вняли... Что теперь?


«Беззвучным цунами» назвала ООН продовольственный кризис, который угрожает 100 млн. человек во всем мире. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил о создании целевой группы ООН по этой проблеме.


«На наших глазах растет недовольство населения, — заявила директор Всемирной продовольственной программы ООН Нэнси Роман, — и, по–моему, все предельно ясно: голодный человек — злой человек. И на фоне того, как доступ к продовольствию усложняется, мы можем ждать новых волнений среди граждан».


«Нью–Йорк таймс» пишет, что президент Всемирного банка Роберт Зеллик также предупредил: в 33 государствах рост цен на продовольствие может привести к социальной нестабильности. «В странах, где на продукты питания приходится более двух третей всего потребления, нет возможности для выживания», — сказал он.


Эта же влиятельная газета считает, что Соединенные Штаты и другие развитые страны должны взять удар на себя. Неужели декларация тысячелетия наконец–то услышана? Во всяком случае, ее идеи уже пропагандируют мировые СМИ, а значит, тема попала в информационный мейнстрим.


Там же предлагаются и возможные меры спасения от кризиса. От смешного обращения британского премьер–министра Гордона Брауна к саудовскому королю дать больше бензина (которое тут же высмеяли газетчики) до призывов каждому возделывать свой огородик. А между этими крайностями — целый ряд важных проблем, которые человечество может решить только сообща. ООН дала совет: в долгосрочной перспективе производительность труда в сельском хозяйстве развивающихся стран должна повыситься. Проще говоря, там, где больше всего голодных ртов, должно быть и больше работящих рук. Ну а Запад просто обязан вооружить их эффективными технологиями. Ведь, как покаянно признала «Нью–Йорк таймс», именно политика богатых стран в области энергетики способствовала возникновению проблемы продовольствия. Теперь эти страны должны помочь ее разрешить.


Собственно, перед лицом «голодного цунами» у человечества только два пути: объединиться и противостоять вместе. Или следовать принципу: выживает сильнейший — и продолжить борьбу за ресурсы. Вероятно, рассматриваются оба варианта... Французская «Монд» тонко заметила, что рыночная власть ускользнула из рук стран–потребителей и компаний «большой нефти», таких как Exxon, Chevron, Shell, BP... Судьба барреля, пишет эта газета, сегодня определяется «в Кремле и лабиринте иранской власти, в мангровых лесах Нигерии и на берегах венесуэльской реки Ориноко, в кулуарах ОПЕК в Вене и в залах Нью–Йоркской товарно–сырьевой биржи. А главным образом — во дворцах Саудовской Аравии».


Велик соблазн устроить глобальный передел пирога, но станет ли он от этого больше?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter