Есть у меня такое немного странное наблюдение. Большие, а тем более великие актеры не стареют. Вот как увидел его первый раз в жизни: на киноэкране или сцене, таким он и остается в памяти на долгие–долгие годы, а иногда и навсегда. Поэты, писатели, художники и музыканты стареют, актеры — нет!

С Ростиславом Янковским я познакомился в 1987 году после спектакля. Записали телеинтервью, поговорили, выпили кофе. Артист много шутил, рассказывал своим поставленным голосом байки, красиво, словно это была драгоценность, держал в руке низкую чашку без ручки. Я уже и не помню суть того давнего разговора, а вот лицо, жест, дешевая чашка с кофе «Пеле» запомнились навсегда. Как и то, как он держал ее перед собой — чуть на отлете.
Таким он для меня и оставался долгие годы — молодым, властным, эффектным. В те годы он вполне мог бы сыграть в Голливуде Спартака, настолько был наполнен внутренней силой и невероятным обаянием. За таким предводителем пойдут в бой против римских легионов тысячи рабов. И короткий меч в его руке, и доспехи на нем смотрелись бы очень органично... Что–то примерно такое я думал в то перестроечное время, когда жизнь менялась быстро, каждый день, часто до неузнаваемости.
Потом много раз видел Ростислава Янковского на сцене, на экране, на минских улицах. Видел в ролях возрастных, но при этом всегда был уверен, что он такой, как и при первой встрече. А то, что у него уже седые волосы, борода, что движется он медленно и устало — так это все очередная роль: старого короля, пожилого графа, князя и так далее. И как только закончится спектакль, как только вернется в гримерку, то снимет парик, смоет грим, расправит плечи и станет самим собой — молодым, полным сил и энергии...
Этой весной я встретил Ростислава Ивановича на проспекте Победителей. Он медленно шел и, вскинув голову, смотрел на город, на людей. И был он похож не на Спартака, бунтаря и предводителя рабов, а на римского патриция. Важного, властного и спокойного.
Я поздоровался с великим артистом, он улыбнулся чуть растерянно и кивнул.
На этом снимке, сделанном Евгением Коктышем в 1976 году, Ростислав Янковский молод, как и во время нашего первого разговора в гримерке. Он стоит на балконе своей квартиры, а за ним — Минск. И город, и актер узнаваемы, хотя все меняется.
ladzimir@tut.by
Фото Евгения КОКТЫША
Фото Евгения КОКТЫША
Советская Белоруссия № 199 (25081). Суббота, 15 октября 2016