50 лет исполнилось фильму «Невероятные приключения итальянцев в России»

Спагетти от Рязанова

Веселую комедию о поисках группой темпераментных итальянцев сокровищ в советском Ленинграде Эльдар Рязанов закончил снимать в 1973 году. Весной 1974-го фильм вышел на экраны и за первый год проката собрал внушительную аудиторию в 49,2 миллиона зрителей – и это только в СССР. Итальянцы в собственном прокате дали фильму эмоциональное название «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России».


Эльдар Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский еще в 1970-м подали сценарную заявку под названием «Спагетти по-русски»: группа жуликоватых итальянцев должна была искать сокровища в Ярославле, а советский милиционер – помешать им вывезти клад из Советского Союза. Тогда им отказали, а пару лет спустя кинокомпания «Дино ди Лаурентис» задолжала «Мосфильму» крупную сумму и предложила снять еще один совместный фильм. Тут-то и вспомнили о Рязанове и его проекте, заставив насытить сценарий трюками, погонями и разнообразным хулиганством, включая знаменитую сцену со львом.

«Мне жаль того, кто будет это снимать», – мрачно изрек Рязанов и, как говорится, накаркал: съемки поручили ему, хотя он изо всех сил старался, рекламируя проект другим режиссерам. На работу отводилось всего два месяца, причем снимать надо было и в СССР, и в Италии, практически без выходных.
Итальянская сторона экономила на всем: съемки в Риме шли фактически нелегально, поскольку представители «Дино ди Лаурентис» не оплатили нужное разрешение, а советских звезд Андрея Миронова, Ольгу Аросеву и Евгения Евстигнеева поселили в самой дешевой гостинице (впрочем, те не жаловались и вовсю наслаждались пребыванием в Италии).
Артистов-итальянцев из экономии взяли малоизвестных: Алигьеро Носкезе (Антонио) был пародистом, Тано Чимароза (колоритный Розарио Агро, мафиози с восемью дочерями), – актером кукольного театра. Да, Нинетто Даволи (Джузеппе) снимался у Пазолини, но тут был деликатный момент, о котором советскую сторону не предупредили: Нинетто был для мэтра «великой любовью жизни». Что касается Антонии Сантилли, то она один раз дублировала Орнеллу Мути в сцене с раздеванием, снималась в основном в эротических лентах и прославилась откровенными фотосессиями для мужских журналов. Есть пикантная сцена с ее участием у Рязанова, когда она пытается соблазнить героя Андрея Миронова.

Итальянцев везде дублируют каскадеры, зато Андрей Миронов все делал сам: висел на мосту на высоте 30 метров, спускался из окна гостиницы «Астория» на ковровой дорожке (с 6-го этажа!), сам перебирался с лестницы пожарной машины на крышу «Жигулей», плавал под водой в поисках шкатулки с сокровищами (по счастью, прыгать артисту пришлось не в холодную Неву, съемки этой сцены велись в южном Неаполе). Также Миронов первым нашел контакт со львом по кличке Кинг, которого артисты боялись. Сцены со львом снимали во время белых ночей, когда улицы Ленинграда были пусты. Кинг был домашним животным архитектора Льва Берберова, его никогда не дрессировали. Так что на съемочной площадке он зачастую вел себя не лучше итальянцев, отказывающихся делать трюки: не хотел – и не шел туда, куда нужно было Рязанову, и даже хозяин не мог его уговорить.

И все же фильм удался! «Невероятные приключения итальянцев в России» по популярности занимают 39-е место среди всех кинокартин, выходивших в советский прокат. А вот в Италии комедию оценили не слишком высоко: продюсер Ди Лаурентис, сравнивая успехи в СССР со скромными результатами на родине, горько пожалел о том, что вместо звезд пригласил артистов третьего эшелона. Правда, для Антонии Сантилли съемки обернулись удачей: после выхода фильма нашелся крупный бизнесмен, который захотел на ней жениться, так что она смогла оставить кино и вести жизнь богатой дамы.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter