Сознание засыпает, просыпается фантазия

Недавно в Минске открылась выставка подлинников гравюр Франсиско Гойи и Пабло Пикассо
Недавно в Минске открылась выставка подлинников гравюр Франсиско Гойи и Пабло Пикассо. «Знаменка» сходила в Национальный художественный музей с известной писательницей-фантастом Ольгой Громыко и посмотрела, каких же чудовищ породил разум великих мастеров.


У страха глаза велики

На разноцветных стенах зала – 80 работ Гойи и 15 – Пикассо.

– Здесь представлены все четыре серии гравюр Гойи, – рассказывает младший научный сотрудник музея Никита Монич. Сегодня он будет нам помогать разбираться в штрихах и линиях. – Наибольшую славу и привлекательность для зрителя имеют серии «Капричос» и «Диспаратес» – они на сиреневом и синем фоне. Метафоричные и выразительные, наполненные монстрами, великанами, животными. Их интересно разгадывать, как ребусы, в которых зашифрованы аллегории и сравнения с пороками и суевериями.


Ольга подходит к знаменитой работе «Сон разума рождает чудовищ»:

– Какие же это чудовища? Милые совы и котик.

– Она о том, что, когда засыпает рациональное, просыпается иррациональное, и художник погружается в искусство, – поясняет Никита. – Часть цикла посвящена суевериям. Например, «Охота за зубами». Девушка, испуганно прикрываясь платком, пытается вырвать зубы у повешенного. Считалось, что это очень важное средство для снадобий.

– Забавно, что она прикрывает лицо, а дергать берется голой рукой. Я вам как бывший микробиолог говорю: не в ту руку взяла платок. А вообще выражение лица хорошо передано.

Гравюра «Бука идет» вызывает у писательницы личные ассоциации:

– Когда мой ребенок был маленьким, я как любая приличная женщина сидела на мамочкиных форумах. Хорошо, что недолго. И у них там была методика пугать детей букой, чтобы сформировался инстинкт следования за мамой. Кто-то переодевался чудищем и подкрадывался к мирно гуляющей маме с ребенком. Малыши в страхе бежали к маме.

– Гойя говорил, что пугать детей несуществующими монстрами – вот где настоящий ужас. Надо не страшить, а воспитывать искусством.

– Меня в детстве ничем не пугали, только лишаем, если буду бродячих кошек гладить, – вспоминает писательница. – Вообще есть теория, что люди выдумали монстров, чтобы кто-то был страшнее их самих. Лично я в существование абсолютного зла не верю, у меня такого в книгах нет. Чтобы напугать читателя, достаточно убить хорошего персонажа.


Кто настоящий монстр?

Понять гравюру «Глупость «Женщины» сложно. Зачем барышни подкидывают на одеяле каких-то маленьких человечков? Оказывается, перед нами традиционная для испанских площадных фарсов забава. Куклы, смешно размахивающие ручками и ножками, – это олице-

творение старости. Пока ты молода, насмехаешься над ними, но вскоре и сама станешь такой.

– Прошло всего 200 лет, а мы без пояснения экскурсовода не можем понять, что здесь происходит, – качает головой писательница.

Для серии «Тавромахия», посвященной бою быков, организаторы выбрали красный цвет. «Бедствия войны» предстают на сером.

– Чтобы запечатлеть последствия осады Сарагосы и мужественного сопротивления испанцев, пригласили трех художников. Двое выполнили заказ, получили деньги, а Гойя два года думал, потом еще два работал. Он одинаково критикует и испанцев, и французов. Напечатаны работы были только через 40 лет после смерти художника, – рассказывает Никита Монич. – Когда их показывают военным корреспондентам, те удивляются схожести с военными репортажными фотографиями.

– Я вижу здесь и метафорические работы. Они хорошо бы смотрелись в сатирическом журнале, но отвращения к войне не вызывают. Натурализм производит большее впечатление. Когда человека убивает монстр, это не так страшно, потому что мы знаем, что монстров не бывает.


Ищите женщину

От Гойи плавно продвигаемся к Пикассо. Ему отданы желтый и белый секторы. 

– Испанский куратор этой выставки академик Хуан Бордес сравнил Гойю и Пикассо с водой одной реки, – рассказывает Никата Монич. – Река (искусство гравюры) сначала протекала в работах Гойи, потом ушла под землю в XIX веке и в XX вновь появилась из-под земли уже в творчестве Пикассо. 

Очень много работ Пабло Пикассо изображают художника и модель. Не зря мастер говорил, что искусство происходит от любви, какой бы она ни была. Среди представленного часто появляется образ Минотавра.

– Если в оригинальном мифе это чудовище, с которым борется герой, то у Пикассо – скорее образ самого художника. В некоторых работах он слаб, повержен. Посмотрите сюда, – показывает Никита, – могучий Минотавр слеп и потерян, и его ведет девочка в ночи.

– Художники любят страдать, как и писатели. А вот тут он не страдает, у него хорошая компания, – замечает Ольга Громыко, глядя на вакхический сюжет. – Мне очень понравилась гравюра «Художник и модель, вяжущая на спицах». Професионально прорисованы лица, а все остальное выполнено нарочито детскими штрихами. У Пикассо многое похоже на скетчи. Вообще я фанат мелких деталей, поэтому Гойя мне более по душе.


Как смотреть гравюру?

Никита Монич советует: чтобы получить наибольшее удовольствие от гравюры, нужно постараться разгадать ее, как ребус.

– В работах Гойи и Пикассо много метафор, скрытых смыслов. Порой все решает легчайший штрих. Неплохо взять лупу. На некоторых выставках они даже специально выдаются посетителям, чтобы можно было разглядеть, как нанесены штрихи. Почитайте хотя бы на уровне Википедии о техниках (офорт, акватинты и другие). Вообще идеально посетить экспозицию трижды. В первый раз самостоятельно, чтобы составить свое впечатление. Во второй – с экскурсоводом, чтобы подтвердить догадки, с чем-то согласиться, а с чем-то нет. И в третий раз опять самостоятельно: посмотреть на работы новым взглядом. А потом, если захотите, можете привести друзей и рассказать им обо всем, что знаете.

Кстати

Гравюры могут без перерыва выставляться не больше трех месяцев. Потом нужно отдыхать полгода без света или при сверхограниченном свете. Тогда не накапливаются усталость и минимальность выцветания краски.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter