Созидающий миры. Его работы, выполненные в технике трудоемкого и кропотливого лессировочного гладкого письма, сравнимы с работами мастеров эпохи Возрождения.

В картинной галерее Гавриила Ващенко в Гомеле в день рождения художника Александра Исачева вновь, уже во второй раз открылась выставка его работ. И вновь экспозиция вызвала необычайный интерес у публики.

В картинной галерее Гавриила Ващенко в Гомеле в день рождения художника Александра Исачева вновь, уже во второй раз открылась выставка его работ. И вновь экспозиция вызвала необычайный интерес у публики.

Время не властно
Во всемирной паутине его называют русским художником, в то время как родился и вырос самородок на белорусской земле, прожив основную часть своей короткой жизни (37 дней не хватило до возраста Иисуса Христа) в городе Речице Гомельской области. Здесь написал свои основные живописные полотна, создал семью, был счастлив и пережил немало горьких минут.
Его многоплановые по содержанию работы, выполненные в технике трудоемкого и кропотливого лессировочного гладкого письма, сравнимы с работами мастеров эпохи Возрождения, стали явлением живописного искусства восьмидесятых, заставили говорить об Исачеве как о незаурядном художнике. Хотя при жизни Александра Исачева масштабных выставок его работ не было. По сути, была одна- единственная в родной Речице и та прошла неоднозначно. Земляки и многие из тех, кто услышал о выставке талантливого, гонимого официозом художника, поспешили взглянуть на его творчество. Рассказывают, что выставку посетило несколько десятков тысяч человек. Спустя три дня после вернисажа Александр Исачев умер от сердечного приступа.
Популяризации творчества живописца при жизни в значительной степени способствовали подпольные, квартирные выставки в Ленинграде, на которых его работы были представлены в числе полотен других авангардных художников. Этот город с его особой аурой и культурным пластом, не укладывавшимся в рамки советской системы, занимал особое место в творческом становлении мастера. Время, как это и происходит с серьезным и настоящим, еще более возвысило художника Исачева: интерес к созданным им полотнам только возрастает. Они достаточно высоко котируются в коммерческом плане.

Из частной коллекции
На нынешней выставке, приуроченной 56-летию Александра Исачева, 61 работу из личного собрания предоставил минский коллекционер и художник Олег Орлов.
— Я никогда не встречался при жизни с Александром Исачевым, — рассказал коллекционер корреспонденту “Народной газеты”. — Но выставка его картин в 1988 году во Дворце профсоюзов в Минске, которая состоялась после смерти художника и стремясь попасть на которую люди часами простаивали в очереди, буквально потрясла меня, стала одним из побудительных мотивов самому взяться за кисть.
Когда живопись Олега Орлова нашла своих покупателей, когда у него появились деньги, он стал приобретать полотна и графику Александра Исачева. Таким образом, сложилась коллекция из нескольких десятков работ. Картины постоянно выставляются для широкой публики, и этот факт особенно ценит вдова Исачева Наталья Николаевна. В этой коллекции работы как самого раннего творческого периода Исачева, так и более зрелого — с их потрясающей силой энергетического воздействия, образностью и мифологичностью.
— Для меня очень важно, чтобы как можно больше людей открыли для себя Исачева, а те, кто знаком с его работами, в очередной раз погрузились в многогранные миры талантливейшего художника ХХ века, — говорит Олег Орлов.
Вместе со своей супругой Татьяной он издал один из наиболее полных на сегодняшний день альбом-каталог работ мастера.

Выполнил миссию и ушел

Предполагалось, что в открытии выставки, посвященной очередной дате рождения Александра Исачева, примет участие его вдова Наталья Николаевна. Но за несколько дней до вернисажа ушла из жизни ее мама, вписав в январь для семьи еще одну грустную дату. Тем не менее вдова художника согласилась пообщаться с корреспондентом “НГ” по телефону.
— Наталья Николаевна, во многих информационных источниках Александр Исачев предстает жертвой советской системы, этаким мучеником...
— Я с этим не согласна. Да, было непростое время, но не для него одного, для многих творческих людей, которые не устраивали систему. Саша знал, что его путь против течения будет нелегким, и сознательно следовал ему. Был счастлив делать то, что соответствовало его внутренней потребности. За свои не полных 33 года он прожил весьма насыщенную в творческом отношении жизнь, на что иным потребовались бы долгие годы. Он выполнил свою миссию на этой земле и ушел.
— Вы ведь очень рано поженились...
—И в этом тоже было Божье провидение. Саше было 19, мне — 18. Брак, последовавший через месяц после окончания мною с отличием десятилетки, это вместо поступления в вуз, которого от меня ожидали, многими воспринимался с недоумением и удивлением. Но где-то на подсознательном уровне я уже тогда понимала, что рядом со мной необычный, талантливый человек, от которого я не в силах была отказаться. Необычность была не только в свободолюбии, брюках-клеш, длинных крашеных хной волосах, что также выделяло его среди других молодых людей. В большей степени он был интересен своими новаторскими по тем временам суждениями, желанием следовать своему внутреннему “я”. Мы вместе развивались, образовывались, читали Библию, философские труды. Вместе уехали в Ленинград, где прожили в окружении творческой интеллигенции, художников андеграунда, талантливых представителей других сфер семь незабываемые месяцев. И всякий раз, когда приезжали в Ленинград впоследствии, получали здесь духовную, творческую подпитку. Конечно, хотелось навсегда остаться в этом великолепном, созданном для творчества городе на Неве. Но опять-таки издержки времени, в частности, невозможность получить прописку, заставили покинуть город. Родился наш первенец, сын Ярослав. Нужно было жить, думать о хлебе насущном. Если Ленинград давал духовную подпитку, то тихая Речица с ее размеренным жизненным укладом оказалось весьма подходящей для работы.
— Практически на всех полотнах Исачева, где присутствует женский облик, улавливается сходство с вами...
— Я это или нет? Иногда Саша писал конкретно меня, иногда  внутренний образ, который жил в нем. Но и в этом случае зрители нередко находят сходство со мной.
— Александр так рано ушел из жизни, а вам пришлось самой поднимать на ноги двоих детей...
— Поначалу, когда Саши не стало, было нескончаемое ощущение трагичности произошедшего. Но потом время все расставило на свои места, и пришло осознание, что так, видимо, и должно было случиться. И то, что я была женой, другом такого талантливого человека, иначе как дар судьбы и нельзя трактовать.
Наталья Исачева получила два высших образования: педагогическое и юридическое. Первое еще при жизни знаменитого мужа, второе несколько позже. Сейчас преподает в гимназии Речицы. Можно только позавидовать ее ученикам, которые имеют возможность повседневно общаться со столь эрудированным и образованным человеком. Мировая культура, окно в которую ей открыл Александр, один из ее преподавательских коньков. О ней она может рассказывать часами.
— Немного отойду после смерти мамы, непременно побываю на выставке в Гомеле, — сказала на прощание Наталья Николаевна. — Ведь встреча с каждой работой Александра — это как встреча с ним самим. Всегда вспоминаются жизненные обстоятельства, при которых она создавалась, пережитый отрезок времени. Безусловно, мы рады, что интерес к творчеству Саши не ослабевает.
О том, что это так, убедительно свидетельствует и пример, о котором рассказала директор галереи Гавриила Ващенко Людмила Шимбалева:
— Одна из газет сообщила об ограниченном периоде проведения нынешней выставки памяти Александра Исачева. Так мы предполагали поступить первоначально, ведь коллекция все же частная. Но на нас буквально обрушился шквал телефонных звонков. Люди говорили: как же так, Исачев — такой мастер, а вы всего несколько недель отвели на выставку. В итоге  мы приняли решение демонстрировать ее даже не месяц, как это было в прошлом году, а два, чтобы как можно больше людей смогли увидеть работы Исачева и открыть для себя творчество коллекционера его работ Олега Орлова.
Гомельский пенсионер Владимир Балыкин, живущий на две страны, Беларусь и Россию, как только услышал про выставку Исачева, оставил все дела и поспешил на вернисаж. Свое восхищение творчеством художника, которое пронес через годы, выразил даже в стихах.
— Открыл я для себя мастера на той единственной прижизненной выставке в 1987 году, которая состоялась на его малой родине в Речице, — поделился он. — Был свидетелем, как талантливейшие работы пытались шельмовать приехавшие из Минска теоретики от искусства, учили народ “правильно” его понимать. Придирались к своему коллеге и некоторые гомельские художники, мол, рука не так нарисована, нога неправдоподобно выглядит. Народ, кстати, встал тогда на защиту художника. И где те спецы и коллеги-критиканы нынче? Имя же Александр Исачева продолжает звучать с новой силой, а работы привлекают уже новые поколения. Думаю, что время еще выше вознесет его на творческий пьедестал.
Трудно добавить что-то к сказанному человеком из народа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter