Разговор о патриотизме продолжает доктор философских наук Светлана Винокурова

Созидатели своей страны

На страницах «СБ» продолжается большой разговор о патриотизме, начатый Государственным секретарем Совета Безопасности Станиславом Засем («СБ» от 18.10.18, «Есть такая нравственная ценность»). Свое мнение о сути этого понятия в современном мире высказывают философы и историки, публицисты и политологи. Весьма доказательна и точка зрения авторитетного эксперта, который сегодня рассуждает о роли патриотизма в белорусском государстве.
ОБ АВТОРЕ

Светлана Петровна Винокурова — первый проректор Белорусской государственной академии искусств, профессор. Является автором более 120 научных работ по истории философии и социологии. Состоит в экспертном совете при Администрации Президента. Руководит Координационным советом по научной деятельности в сфере культуры и искусства при Министерстве культуры. Член совета по защите докторских диссертаций по социологическим наукам в БГУ. Входит в редколлегию журнала «Беларуская думка».
Условием успешного настоящего и будущего любого государства является наличие мощных патриотических сил внутри страны. Вот почему важно знать, какое место в системе культурных ценностей общества и в эмоциональном комплексе новых поколений занимает патриотизм. С этой позиции дискуссия на страницах «СБ» затрагивает исключительно актуальную тему.

Обратимся к смыслу самого понятия. Термин «патриотизм» (от греческого patris — отечество) трактуется как политическая и идеологическая установка, культурный феномен, элемент национальной традиции, нравственный принцип, убеждение, социальное чувство, базовая интуиция, ролевое поведение. В качестве исторического источника патриотизма выступает веками закрепленное существование обособленных государств, формировавшее у своих граждан глубокую привязанность к территории общего проживания, родной земле, языку, традициям, быту. Со стороны государства патриотизм проявляется в политике, направленной на защиту национальных интересов, выработке социально–экономической стратегии по обеспечению комфортных условий жизни граждан, выступает как нормативное правило, предписание, внешнее требование, обращенное к индивиду. Со стороны индивида патриотизм — это характеристика сознания, особое ролевое исполнение, форма поведения.

Следует отметить, что патриотизм порой становится предметом скептических оценок, циничной иронии, используется националистами для повышения собственного рейтинга. Некоторые из них, теряя чувство собственного и национального достоинства, предают и продают за иноземную разменную монету историческую память своего народа, пытаются дискредитировать прошлое и настоящее нашего отечества. Из глубокого национального колодца смотрят они на узкий квадрат неба, принимая его за всю вселенную. Из чужих краев пишут они свои «письма издалека», плачутся о судьбе «роднай мовы» в покинутой ими стране. Предпочитая жить вдали от дедовых могил, учат они своих детей иноземным языкам, мечтая об одном: чтобы не иссякла рука, щедро подающая на подпитку псевдопатриотических слез. Все это происходит, по меткому выражению одного из героев Ф.Достоевского, «от лакейства мысли».

Я убеждена, что патриоты — это созидатели, устроители своей страны. Патриот способен понять и оправдать действия государства, готов разделить с ним ответственность, переживая чувство гордости за успехи или душевную боль за понесенные утраты и ошибки. Это человек тесно связанный с родным языком, традициями, культурой, искренне желающий и работающий на то, чтобы суверенная Беларусь смогла сохранить и продолжить себя в мировой истории. Конечно, кто–то может и пошутить над белорусом, назвав его «бульбашом». Но нет и не может быть презрения к народу, способному выстоять в годину страшного лихолетья.

История учит, что все реформы и социальные потрясения всегда требовали больших усилий и совершались большими трудами. В такие периоды от гражданина требуется конкретный выбор. Приведу пример.

О любви к Родине

Читайте также

В 1995 году мне неожиданно предложили работу в аппарате Администрации Президента. Будучи к этому времени доктором философских наук, достигнув определенного комфорта в науке и педагогике, я не видела оснований для смены статуса. К тому же мне казалось, что государственный аппарат — сродни военной службе, где решения начальства не обсуждают. Мои взгляды сформировались в сфере науки, где аргументы, возражения, открытая критика — это обычное дело. Меня откровенно беспокоило, как сложно будет выполнять решения, в случае если моя позиция будет иной. Изложив свои сомнения, я получила ответ, который глубоко задел мои гражданские чувства: «Сейчас в стране нет готовых решений по многим вопросам, их предстоит выработать». Последующая работа неоднократно убеждала, что государственное строительство — это постоянный поиск оптимальных решений. При этом обсуждение наиболее сложных и значимых вопросов не замыкается в кабинетах, а выносится на всенародное обсуждение. Так было с вопросом о введении русского языка в качестве государственного.

Дело в том, что после принятия в республике решений о признании только белорусского языка в качестве государственного, к середине 90–х страна начала испытывать дефицит информационного и культурного пространства. Например, информационное обеспечение науки вышло на уровень 60–х годов. Отметим, что белорусский язык относится к знаково–символическим средствам формирования этнической идентичности, что очень важно для формирования государственности и патриотических чувств. Однако язык не единственный признак государственности. В мире разные государства говорят на одном и том же языке, ряд государств имеет 2 — 3 и более языков, находящихся в статусе государственных или языков общения. Как известно, по результатам референдума народ высказался за двуязычие. Однако вопрос не снят и сегодня, потому что есть в стране люди, которые по–прежнему убеждены, что должен быть только один белорусский язык. Никто из них не задумывается всерьез, какие средства нужны, чтобы перевести на белорусский язык весь объем только имеющейся русскоязычной информации. А как поступать с написанными на русском языке научными трудами, изданиями Пушкина, Достоевского? На свалку или, может быть, в костер?

Фото БЕЛТА

А ведь каждый знает, что человек, владеющий двумя языками, — вдвое богаче того, кто знает только один язык. Следует отметить, что в нашем языке сегодня все больше и больше привнесенных информационной эпохой иноязычных слов. Мы вынуждены к этому привыкать.

В Беларуси согласно статье 50 нашей Конституции каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения. На фоне того, что происходит вокруг нас, — это наиценнейшее достижение суверенного государства. Не ценить и не пользоваться этим нельзя.

Например, в Белорусской государственной академии искусств делопроизводство ведется на белорусском языке. Зачастую на родном языке педагоги и студенты общаются между собой, пишут и публикуют научные статьи, комментарии к выставочным проектам. Вместе с тем переписка с иностранными студентами (а это каждый 10–й студент) осуществляется на русском.

Для творческого человека важной составляющей патриотического чувства является свобода творчества. Как же реализуется это конституционное право? Свобода проявляется в разнообразии жанров и сюжетов. Молодежь в своих работах рассуждает о будущем, обращается к темам глубокой древности, проблемам, связанным с национальной культурой, трепетно и с любовью относится к своей семье и родному краю. Только в академии можно встретить студента, который всю неделю отпрашивается с занятий, потому что с утра до глубокой темноты, промерзая на ветру и холоде, упорно стоит на берегу с мольбертом, чтобы «с натуры» запечатлеть картину, когда взорвется на реке апрельский лед.

Неисчерпаемым источником вдохновения для молодого человека является постоянно меняющийся колорит родной земли, завораживающие просторы белорусских лесов, полей, озер, рек, манящий уют деревен-ских домиков, живописно разбросанных на невысоких холмах, гармоничная архитектура городов, неповторимая красота людей, работающих и отдыхающих, радостных и грустных. Студенты и выпускники академии искусств свято чтят традиции, заложенные поколениями великих мастеров, добившихся признания национальной художественной школы в мире. Работы, выполненные нашими студентами под руководством опытных педагогов за последние годы, украшают интерьеры объектов статусного социального значения: роспись плафона фойе в Министерстве иностранных дел, живописные работы и роспись в новом здании посольства Беларуси в Азербайджане, витражные работы в столичной гостинице «Минск». Последние годы академия активно участвует в оформлении культовых учреждений: храм в деревне Барколабово Могилевской области; православный храм в агрогородке Вишнево под Воложином; масштабная работа в Храме–памятнике Всех Святых. За время только одной летней практики студенты и педагоги полностью оформили иконостас, написали иконы и передали их для убранства интерьера церкви в поселке Тонеж Гомельской области. Эта новая церковь возведена рядом с фундаментом старой, сожженной гитлеровцами во время войны вместе с 263 жителями, среди которых было 119 детей.

Такого рода работа оставляет глубокий след в сознании молодых художников. Так же, как и постановка дипломного спектакля «Рядовые» по пьесе А.Дударева. Народный художник СССР Май Данциг, выступая перед студентами академии, как–то сказал: «Не следует забывать историю, трагедию Великой Отечественной войны, ее великую победу. Художник в нашей стране имеет редкую обязанность и возможность писать портрет Партизанской мадонны».

Студенты и выпускники академии продолжают национальные традиции и поиск новых выразительных и уникальных современных форм в области профессионального искусства. В частности, скульптурные композиции выпускников 2018 года будут предложены городу в качестве парковых решений, творческие работы украсят среду внутреннего дворика академии искусств, стены студенческого общежития и учебных корпусов.

Некоторые сегодня говорят о кризисе патриотической идеи. Определенный резон для таких мнений имеется. Ведь в условиях рыночной экономики баланс справедливого–несправедливого способен нарушаться. В Беларуси нет расслоения таких масштабов, как у наших соседей, но и имеющаяся неравновесная ситуация является рискогенной для патриотических настроений. К тому же, наверное, не все у нас к настоящему моменту получилось. Но значительно сильнее чувство уверенности в том, что государство наше вполне жизнеспособно, и совершенно ясно, что у него есть будущее, а не только прошлое и настоящее. Вопрос же жизнеспособности такой его базовой ценности, как патриотизм, может быть решен только в опоре на национальные традиции отечественного и мирового искусства, историю и литературу родного края. Не может быть патриотизма без особой духовной среды. Только тогда родная земля, на которой живет и трудится белорусский народ — пусть даже его называют «люди на болоте» — никогда не послужит прообразом «раскиданного гнезда».

Светлана ВИНОКУРОВА, доктор философских наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter