Инженер-конструктор создает из манекенов роботов

Создай себе гаишника

Если бы в руки средневековым алхимикам попали современные манекены, они наверняка попытались бы вдохнуть в них жизнь с помощью какой-нибудь серы, ртути или конского навоза. Минчанин Александр Козлов пошел другим путем.
Если бы в руки средневековым алхимикам попали современные манекены, они наверняка попытались бы вдохнуть в них жизнь с помощью какой-нибудь серы, ртути или конского навоза. Минчанин Александр Козлов пошел другим путем и превратил пластиковых кукол в человекообразных роботов. Корреспондент «Знаменки» побывала в его мастерской и узнала, как выглядит всадник без головы, зачем упаковывать Киркорова и как сильно люди сочувствуют машинам.



Всадник без головы

Холодильник с приклеенным торсом манекена, вазы из туловища, да еще и в каждом углу по пластмассовому человеку стоит – сразу понимаешь, что манекенов здесь любят. Кругом полно запасных ладошек и разнообразных деталей. Чуть дальше на втором этаже – кладбище роботов с оторванными пальцами и прочими увечьями. Среди всего этого великолепия на маленьком диванчике лежит бело-рыжий кот Марсианин. Его так назвали из-за того, что он с неба свалился (злые люди когда-то скинули с большой высоты).

– Лет 10 назад я начал заниматься поставкой манекенов, – начинает Александр. – Я инженер-конструктор по образованию и когда-то работал над робототехническими комплексами (они тогда были совсем примитивными). Для меня эта работа была очень увлекательна. Интереснее, чем быть директором фирмы. Подумал, а почему бы в манекен не вставить что-нибудь такое, чтобы он мог двигаться?

Все роботы Александра Козлова сделаны по одному принципу: внутри есть двигатели и датчики.

– Они обладают элементом логики и реагируют на приближающийся объект, выполняя движения и произнося фразы, – поясняет Александр.

Менеджер превращается в элегантного Деда Мороза
Менеджер превращается в элегантного Деда Мороза

Товарищ старший лейтенант стоит 5 – 10 тысяч долларов
Товарищ старший лейтенант стоит 5 – 10 тысяч долларов

Есть робот-менеджер, который зазывает покупателей в магазин или на выставку. При правильном подборе костюма он легко превращается в Деда Мороза на Новый год или военного на 23 февраля. Его брат робот-швейцар может стоять возле гостиницы и приглашать новых постояльцев.

– Сегодня заставить швейцара кланяться в ноги невозможно – мы все гордые, – рассуждает конструктор. – А у робота нет самомнения. Эту модель можно использовать и по-другому. Я однажды выставил его на Красной площади в Москве, чтобы он просил: «Подайте бедному роботу на масло. У меня скрепят все суставы». Знаете, как хорошо работает! Люди его жалеют. Была даже мысль его поставить во всех переходах Москвы, если бы это было законно.

Была еще кукла Таня, которая каталась на крыше автомобиля – этакий рекламный элемент. Про нее даже короткометражный фильм сняли. Сейчас, правда, машина заглохла. И сидит Таня в гараже, голову ей пришлось отвернуть, иначе не помещалась.

Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?
Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?

Без еды и квартиры ветром сдувает

Робот реагирует, когда человек заходит в определенную зону его действия. Для магазинных «работников» это 2–3 метра, а вот, например, роботу-гаишнику на дороге необходимо 100 метров. Ведь нужно успеть отреагировать на машину и поднять радар.

– Мы с сотрудниками ГАИ проводили опыты в 5–6 местах, – рассказывает создатель. – Практически все водители воспринимали его как живого. Был случай, когда мужчина специально вышел из машины, чтобы спросить дорогу. Только представьте. «Товарищ старший лейтенант!» Робот молча поднимает руку и опускает. «Товарищ старший лейтенант!» – еще громче. А он все поднимает руку и опускает. Водитель настолько испугался, что даже перед ним присел.

Мы хотели наладить сотрудничество с японцами (они часто ставят манекены на трудных участках дороги). Но чтобы говорить на эту тему, надо иметь опыт производства, опытную партию из 10–20 экземпляров, на которой были бы отточены какие-то элементы, проверена работоспособность, долговечность. У нас был только один прототип.

Да, наш гаишник влияет на водителей. Единственный недостаток – он неустойчивый. Ветром сдувает! – смеется Александр Козлов. – Потому что у него центр тяжести находится сверху, где двигатель. Сейчас, когда роботы изготавливаются в единичных экземплярах, они стоят прилично – от 5 до 10 тысяч долларов, потому что требуется много затрат. В массовом производстве я планировал выпускать роботов-гаишников стоимостью 300–400 долларов. А так как робот работает 24 часа в сутки, квартира, еда и отпуск ему не нужны, то экономия была бы на лицо.



Приключения электроника

Курьезные случаи, связанные с «детьми», Александр Козлов может вспоминать бесконечно долго:

– Однажды пересекали границу и посадили робота на переднее сиденье. Пограничник, когда ему дали два паспорта, нахмурился и спросил: «Так у вас же три человека в машине». А когда мы ехали с празднования 75-летия ГИБДД России, везли нашего робота в багажнике. Нас останавливают и спрашивают, что в багажнике. Я говорю, гаишник. Но он неживой. Только произнес это и понял весь трагизм ситуации, потому что милиционер схватил автомат и пошел смотреть, что же у нас там за неживой гаишник. Смеялись потом очень долго, но сразу было не по себе.
Один раз вез из-за границы в чемодане манекен в разобранном виде.

– Чего везете?

– Расчлененку.

А там на сканере действительно высвечиваются голова, руки, ноги. Меня окружили пять пограничников. Ребята, это ж не от человека, а от манекена!
Жизнь должна состоять из шуток и веселья, считает создатель антропоморфных роботов и продолжает:

– Далее у нас в планах создать музыкальные центры в форме известных артистов. Приходите вы в магазин и говорите, заверните мне Киркорова. Или Дэвида Боуи. Кому что нравится. Мы можем работать совместно с каким-нибудь певцом и создать 10–15 его копий, которые выступали бы с ним на сцене. Это был бы единственный артист в мире, который работает с роботами-двойниками. Могло бы стать нашей фишкой на «Евровидении».

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter