Создается механизм эффективного сотрудничества

Губернатор Вологодской области — о контактах регионов в ЕАЭС

Какие наиболее актуальные направления взаимодействия регионов должны найти воплощение в создаваемом Евразийском экономическом союзе? На вопросы отвечает губернатор Вологодской области Российской Федерации Олег Александрович КУВШИННИКОВ.

— Сегодня пробелы регионального аспекта развития Евразийского экономического союза компенсируются действующими документами о сотрудничестве между регионами государств ЕАЭС и прямыми договорами между организациями. Они являются реальными механизмами выстраивания согласованной экономической, промышленной, сельскохозяйственной и гуманитарной политики при наличии рамочных межгосударственных документов. Отличительная их черта — высокая гибкость взаимодействия, отсутствие сложных согласительных процедур, которые отрицательно отражаются на оперативности всех процессов. Но все же ряд вопросов следует урегулировать, так как нормативно-правовые акты государства не всегда позволяют решать частные вопросы регионам.

Комплексного решения требует вопрос трудовой миграции, которая очень чувствительна для экономической жизни многих регионов и которая в большей степени находится в «теневом» сегменте. В связи с этим мигранты часто сталкиваются с серьезными проблемами при получении медицинской помощи, обеспечении жильем, предоставлении других социальных гарантий. Комплекс социальных стандартов, обеспечиваемых государством и нанимателями, — непременное условие цивилизованного регулирования рынка труда в странах Единого экономического пространства. Трудовая миграция должна протекать в правовом поле, гарантирующем минимальный уровень заработной платы, обеспеченность жильем, медицинское страхование, разрешение трудовых споров. Наряду с миграцией на межрегиональный уровень можно передать и подготовку кадров в узкоспециализированных учебных заведениях различного профиля и уровня, что позволит на основе кооперации обеспечить нормальное их финансирование, создать хорошую материально-техническую базу и решить ряд социальных вопросов молодежной политики.

Необходимо сделать очередные шаги от выполнения пусть и важных, но отдельных научно-технических программ к формированию единого научно-технологического пространства как системного генератора нововведений и инноваций, нужно создавать научно-технические и научно-образовательные центры с учетом региональных особенностей. Учитывая специфику сложившейся структуры экономики государств Евразийского экономического союза по отраслям, организационно-правовым формам, уровню интеграции в мировое пространство, а также степени влияния органов власти на принимаемые хозяйствующими субъектами решения, важно на межгосударственном уровне унифицировать (гармонизировать) нормы действующего законодательства по приоритетности расчетов за поставленную продукцию. Необходимо сделать эти расчеты первоочередными наряду с выплатой зарплаты, чтобы избежать ситуаций накопления долгов за продукцию у добросовестных поставщиков и чтобы регионы могли контролировать этот процесс.

— Какие приобретения от данного интеграционного объединения ожидаются в Вологодской области? И что нужно предпринять, чтобы они стали явью?

— В первую очередь необходимо создавать условия для граждан Евразийского экономического союза, которые я бы назвал домашними, чтобы человек не чувствовал оторванности от дома, где бы он ни находился. В молодежной среде уже есть языковой барьер, проявляется незнание истории и традиций других народов. Все это можно решить, проводя специализированное курсовое обучение, опираясь на поддержку имеющихся в регионах диаспор, с участием работодателей. И такая работа в Вологодской области уже начата. Это не только ускорит адаптацию мигрантов, но и снизит уровень конфликтов, в том числе на национальной почве.

Усиление внедренческого, прикладного аспекта развития науки с консолидацией ресурсов стран ЕАЭС и регионов, создание совместных производств, сотрудничество высших учебных и научных заведений позволит повысить конкурентоспособность в инноватике, в развитии техники и технологий. Снижение зависимости экономики государств ЕАЭС от влияния зарубежных конкурентов за счет кооперации и разделения труда, увеличения внутреннего спроса на продукцию позволит решить быстрее и социальные задачи в каждом регионе.

— Как сегодня развивается сотрудничество регионов России, Беларуси и Казахстана, каким образом в этом процессе участвует Вологодская область?

— Ведущие предприятия машиностроения Вологды работают с партнерами из Беларуси. Так, ЗАО «Вологодская подшипниковая корпорация» имеет прямые связи с 24 белорусскими предприятиями, среди которых — МТЗ, МАЗ, «Могилевлифтмаш», «Гомсельмаш», «Белнефтехим». Ежегодный объем поставок подшипников составляет около 1,7 миллиона штук на сумму примерно 350 миллионов российских рублей. ЗАО «ВПК» готово приобретать для своих нужд у белорусских предприятий подшипниковую сталь, сортовой металлопрокат, материалы и инструменты на основную технологию, смазочно-охлаждающие жидкости и масла индустриальные. ОАО «Вологодский оптико-механический завод» получает оптические детали от ОАО «Рогачевский завод «Диапроектор» и от ОАО «Завод «Оптик», механические детали поставляет ООО «Ресиф Технологии Бел», печатные платы — ОАО «МПОВТ «Завод вычислительной техники». Объем экспорта комплектующих ОАО «ВОМЗ» в Беларусь составил почти 250 миллионов российских рублей. На потребительском рынке области пользуются стабильным спросом изделия легкой промышленности, мебель, обувь и продукты питания, произведенные белорусскими предприятиями.

В 2012 году внешнеторговый оборот с Беларусью составил почти 500 миллионов долларов, за девять месяцев 2013 года превысил 382 миллиона долларов. И это далеко не полное отображение объемов торговли, так как значительная часть потребительских товаров поступает и продается не по прямым поставкам между нашими предприятиями.

Что касается Казахстана, то в 2012 году товарооборот Вологодской области с ним составил 76,1 миллиона долларов, а за девять месяцев 2013 года — 54,6 миллиона долларов. В структуре вологодского экспорта на казахстанский рынок преобладают черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее, продовольственные товары.

Задача государств и регионов — устранить существующие сложности во взаимоотношениях, чтобы сделать взаимодействие более эффективным и масштабным. Поэтому рабочим органам Евразийской экономической комиссии уже сейчас следует идентифицировать существующие проблемы во внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов всех государств создаваемого Евразийского экономического союза и сформулировать предложения для правительств и органов законодательной власти, органов власти субъектов по снятию барьеров на пути развития интеграции во всех сферах сотрудничества. Что касается корректировки российского законодательства, то в первую очередь оно должно быть упрощено для сокращения времени обработки документов, сопровождающих реальные сделки между организациями.

Есть частные, мелкие проблемы, которые создают сложности в работе организаций с зарубежными партнерами.

Анализ существующих регламентов и процедур на федеральном уровне на предмет выявления барьеров позволит сократить издержки предприятий.

Требуются пересмотр отдельных положений и внесение изменений в федеральные нормативные акты по вопросу формирования более гибкой системы таможенной отчетности. Кроме того, для всех хозяйствующих субъектов государств Евразийского экономического союза процедуры оформления перемещаемых через границы товаров должны быть однотипными. Без устранения факторов, создающих организационные и финансовые сложности, трудно добиться масштабной взаимной торговли и высокой степени открытости рынков.

— Какие предложения Вологодской области могли бы быть учтены в интеграционных проектах?

— Во-первых, это создание в рамках Единого экономического пространства единого рынка рабочей силы. Первым шагом здесь могло бы стать упорядочение потоков трудовой миграции в регионы с учетом востребованности и возможностей создания нормальных условий для трудовых мигрантов, включая вопросы повышения социальной защищенности. В дальнейшем же можно будет подойти к созданию целостной системы управления занятостью, включая вопросы оплаты труда, социального и пенсионного обеспечения, совместного управления подготовкой кадров.

Во-вторых, создание благоприятных условий для взаимных инвестиций.

Это непростая задача, поскольку здесь сталкиваются многие интересы, но именно взаимные инвестиции делают интеграцию обоюдовыгодной, эффективной и необратимой. В связи с этим необходимо сосредоточить внимание на подготовке соглашения о порядке и механизме разрешения инвестиционных споров.

В-третьих, развитие межгосударственного лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов, пассажирского транспорта. Решение этого вопроса позволит увеличить производство и реализацию техники на приемлемых условиях для потребителей.

В-четвертых, к возрождению индустриального облика стран Евразийского экономического союза, кроме государств и регионов, должны быть привлечены структуры, объединяющие бизнес. Это — отраслевые союзы и объединения непосредственно экономических субъектов, торгово-промышленные палаты регионов. А в обществе должно формироваться понимание необходимости интеграции и ее экономических и социальных выгод для всех участников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter