Союзное государство – пилотный проект формирования интеграционных группировок в СНГ.

Речь Государственного секретаря Союзного государства Григория РАПОТЫ на Международном экономическом форуме государств – участников СНГ.

Речь Государственного секретаря Союзного государства Григория РАПОТЫ на Международном экономическом форуме государств – участников СНГ.

Мне и моим коллегам очень важно участвовать в этом форуме, важно вновь окунуться в систему сложных, но очень интересных процессов, увидеть много знакомых лиц, с которыми мы работали в то время, когда я был в секретариате
ЕврАзЭС. В своем выступлении я попытаюсь осмыслить место Союзного государства в общих интеграционных процессах, и, наверное, нельзя обойтись без очень короткой исторической справки, которая продемонстрирует его роль.
Буквально сразу после распада Советского Союза между Беларусью и Россией были подписаны двусторонние торгово-экономические соглашения. Это было первое на пространстве СНГ Соглашение о свободной торговле, признающее за сторонами право каждого государства проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику, в нем зафиксирована договоренность не применять таможенные пошлины во взаимной торговле, а также количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров национального происхождения. Через 3 года  впервые на пространстве СНГ было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в котором также впервые были обозначены основные принципы такого интеграционного объединения, предполагающие наличие единой таможенной территории, на которой в свободном беспошлинном обращении находятся товары третьих стран, также вводятся некоторые однотипные механизмы регулирования экономики.
В 1996 году подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а в 1999 году – Договор о создании СГ, который сегодня продолжает действовать.
Этот Договор охватывает все сферы государственного строительства. Он закрепил основные принципы разграничения предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками, принципы формирования Единого экономического пространства, подтвердил статус белорусов и россиян как граждан единого Союзного государства, это очень важный посыл, который имеет свои положительные результаты. Он определил основные функции и структуру государственных органов Союзного государства.
Несомненным достижением Союзного государства является налаживание тесного сотрудничества в сфере безопасности, базирующейся на Военной доктрине Союзного государства и Концепции пограничной политики Союза Беларуси и России.
Создана и функционирует региональная группировка войск Республики Беларусь и Российской Федерации, причем в угрожаемый период для управления войсками региональной группировки предусмотрено создание единого органа управления – Объединенного командования.
Ежегодно и периодически проводятся совместные оперативно-технические, оперативно-стратегические командно-штабные учения, военные игры и тактические учения в целях обеспечения функционирования Региональной группировки войск Республики Беларусь и Российской Федерации.
Подготовлен и подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества. Это новое слово на постсоветском пространстве. Реализация Договора позволяет, в частности, гарантировать экспортно-импортным организациям сторон прямые взаимные поставки продукции военного назначения, по ценам, формируемым в соответствии с национальными законодательствами сторон.
За счет бюджета Союзного государства реализуются научно-технические программы, направленные на создание комплектующих для специальной техники. Только в 2012 году в области обороны, безопасности, правоохранительной деятельности и военно-технического сотрудничества реализуются 8 таких программ.
Граждане Беларуси и России имеют равные права в беспрепятственном передвижении, сферах труда, отдыха, здравоохранения, образования. Для них отсутствует пограничный контроль на границе Беларуси и России, что, естественно, обусловило отмену миграционных карт.
Предоставление равных прав получения высшего образования имеет своим результатом то, что 20 тысяч белорусов учатся в высших учебных заведениях России и 2 тысячи россиян учатся в белорусских вузах.
Объединение ресурсов государств-участников в рамках Союзного государства формирует конкурентное преимущество в сферах промышленности, науки и технологии. Основным инструментом его реализации стали целевые программы Союзного государства. Формируется и рассматривается Советом Министров Союзного государства с 2006 года Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов. В настоящее время в Перечне 33 проекта, из них 9 уже реализуются, а 4–5 программ ожидаются к принятию в текущем году. Из наиболее показательных результатов реализованных ранее программ можно назвать участие в разработке и постановке на производство семейств дизельных двигателей МАЗ и КАМАЗ класса Евро-3 и Евро-4, разработку и изготовление суперкомпьютеров семейства СКИФ, один из которых вошел в первую сотню мировых суперкомпьютеров по мощности и производительности, создание промышленной установки по производству сверхвысокомолекулярных полимеров, ряд разработок в сфере биотехнологий.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы ввести новые инструменты взаимодействия в научно-технической сфере.
Создание благоприятного правового поля позволяет заметно расширить товарооборот между двумя странами. В 2011 году он составил 38,6 миллиарда долларов. Рост составил 37,7 процента к уровню 2010 года. Такой резкий рост обусловлен принятыми мерами в рамках двусторонних отношений, в частности по поставкам углеводородного сырья в Республику Беларусь, и соглашения о строительстве  совместной  АЭС.
В настоящее время Беларусь и Россия являются активными участниками интеграционных объединений на постсоветском пространстве – СНГ и Таможенного союза «трех».
18 ноября 2011 года президенты трех стран заявили об успешном  функционировании Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вступлении в силу Единого экономического пространства.
Таким образом, полномочия Союзного государства по Таможенному союзу переходят к «тройке». Это позволяет сосредоточиться на тех элементах двусторонних белорусско-российских отношений, которые двигают интеграционный процесс к обозначенной в Договоре основополагающей цели – созданию полноценного Союзного государства, нарабатывая тем самым опыт, необходимый как для более широкой интеграции – Евразийского экономического союза, так и для СНГ в целом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter