Союзная собственность “выйдет из тени”?

Пришла пора сверить алгоритмы Под эгидой Постоянного комитета, с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств двух государств в Москве прошло открытое совещание, на котором эксперты России и Беларуси сверяли свои позиции по экономико-правовым аспектам формирования собственности Союзного государства.

Союзная собственность: единая и неделимая или долевая?
О концепции управления союзным имуществом рассказал заместитель Государственного секретаря Союзного государства Альберт Степанов, напомнив собравшимся о том, что в списке четырех соглашений, подписанных 24 января 2006 года и до сих пор не ратифицированных российской стороной, есть и Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о регулировании вопросов собственности Союзного государства.
В ходе работы, пояснил А.Степанов, выявился круг проблем, требующих политического решения. Это, во-первых, определение юридического качества союзной собственности: либо она единая и неделимая и находится в исключительной компетенции органов управления Союзного государства, либо — долевая собственность двух государств.
Первый вариант отвечает букве и духу договора о союзном строительстве, поскольку его бюджет определен как предмет исключительного ведения Союзного государства. Кроме того, в соглашении записано, что союзная собственность не может быть приватизирована. А это, по мнению специалистов, политический и юридический признак ее единства и неделимости. Она должна накапливаться, приносить доход в союзный бюджет и использоваться на строительство единого государства.
Что касается определения союзной собственности как долевой, то, уточнил заместитель Госсекретаря, во-первых, в национальных гражданских кодексах Беларуси и России нет такого понятия. Во-вторых, принятие этой трактовки снимет вопрос о повышении эффективности управления союзной собственностью, к чему все мы стремимся. Поскольку в таком случае доходная часть будет уходить в национальные бюджеты. Этот вопрос, убежден Альберт Степанов, должен быть рассмотрен на заседании союзного Совмина, особенно перед принятием Конституционного акта, в котором политическое и юридическое содержание союзной собственности должно найти фундаментальное отражение.
Вторая проблема, требующая незамедлительного решения, — создание органов управления союзной собственностью, что предусмотрено и договором. Однако пока не подписан Конституционный акт, сделать это нельзя. Сегодня работают совместные коллегии, при Совете Министров — профильные комиссии, например, по тарифному и нетарифному регулированию. Эти союзные структуры уже накопили положительный опыт, что позволяет создать аналогичную комиссию и по управлению союзной собственностью. Затем, по мере ее вовлечения в хозяйственный оборот, понадобятся хозяйствующие субъекты. В какой форме — унитарного или казенного предприятия — подскажут российские и белорусские ученые. Но определить формат хозяйствующих субъектов, по мнению Альберта Степанова, необходимо тоже политическим решением. Это — не компетенция чиновников.
Третья проблема, которая пока не может быть решена чиновниками и учеными, — смешанная собственность. Активы Союзного государства размещены отдельно в Российской Федерации и Республике Беларусь и носят кооперационный характер. Предприятия, кроме средств союзного бюджета, привлекали собственные и заемные ресурсы. Некоторые программы финансировались и из национальных бюджетов. Поэтому высчитать объем продукции, налоговые отчисления, произведенные каждой стороной, весьма сложно. Необходимо вводить формулу частно-государственного партнерства, которая может стать фундаментальной в модели организации управления союзной собственностью.
Четвертая проблема — кадры. По мнению заместителя Госсекретаря, чиновники Союзного государства не должны управлять его активами — из-за малочисленности и непрофессионализма. Кроме того, и это объективный фактор, представители чиновничества каждой из сторон будут радеть за интересы своего государства, что не позволяет говорить об эффективности их работы. Поэтому союзной собственностью должны управлять профессиональные менеджеры. И для их обучения у Союзного государства есть учебные площадки и преподавательский состав. В том числе и чиновники отраслевых ведомств обеих стран, знающие специфику союзного законодательного и делового сотрудничества.
Пятая проблема, требующая политического решения, — оценка собственности. За 10 лет союзного строительства обе стороны внесли в общую копилку существенные финансовые ресурсы. Сегодня это сотни миллионов долларов. По мнению Степанова, необходимо детально разобраться, в каком состоянии находятся активы, структурировать их и определить, как вводить в хозяйственный оборот. Эти задачи могут быть решены на основе рыночной оценки. Более того, в Беларуси подготовлена площадка обучения оценщиков для работы с союзной собственностью. Они должны понимать специфику работы с ее активами и кроме рыночных подходов постоянно учитывать и вклады государств-участников, даже в такой сложной материи, как интеллектуальная собственность. Не оценив стоимость имущества, пытаться им управлять — непрофессионально, уверен Степанов.
Он предложил создать кодекс собственности Союзного государства, который бы позволил использовать уникальные условия формирования системы ее управления и сблизить законодательства Беларуси и России.
Чтобы эффективно управлять, объект управления надо знать
Об особенностях системы управления собственностью Союзного государства, ее содержании рассказал заместитель директора Фонда государственного имущества Республики Беларусь Владимир Ковалевский.
В мире, заметил он, нет аналогов решения подобных вопросов в условиях, когда два суверенных государства, имея свои конституции, подходы к государственному имуществу, гражданское законодательство и так далее, создают единую собственность, в рамках реализации совместных проектов управляют ею и ведут учет. Чтобы эффективно управлять, объект управления надо знать. Следовательно, считает Ковалевский, на первый план выходит проблема учета союзной собственности, расположенной на территории обеих стран.
Система учета собственности Союзного государства, расположенной на территории Беларуси, работает с 1 января 2003 и охватывает имущество, создаваемое с 1998 года. Активы разбиты на блоки. В первый входят капитальные строения, здания, сооружения, незавершенные объекты, изолированные помещения, за исключением земельных участков, на которых они расположены, машины, оборудование, а также транспорт, опытные экспериментальные образцы и другие виды основных средств. Во второй — нематериальные объекты промышленной и интеллектуальной собственности, программное обеспечение, конструкторское, технологическое, нормативно-техническая документация. В третий — доли в уставных фондах хозяйствующих обществ и иных негосударственных организаций, доли в имуществе. Отдельной единицей учета может являться и имущество унитарных предприятий, и обособленные имущественные комплексы. За исключением земельных участков, на которых они расположены.
Учет имущества Союзного государства ведут министерства и концерны. Ежегодно до 30 марта текущего года они представляют сводные отраслевые перечни в Министерство экономики Беларуси, тем самым постоянно поддерживая базу данных в рабочем состоянии. Отраслевые министерства заполняют специальную карту учета имущества, в которой отражены: его тип, в рамках реализации какой программы или проекта оно создано либо приобретено, его стоимость. Если имущество взято на баланс, то балансовая стоимость учитывается в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Какая сторона потратила денежные средства в рамках финансирования той или иной программы на создание этого имущества, на чьем балансе оно находится и как используется? Кто заказчик и исполнитель конкретных программ? Минэкономики Беларуси координирует все процессы и ведет сводный учет союзной собственности. Им охвачено 18 министерств, 184 исполнителя программ и более 58 тысяч единиц учтенного имущества.
Одна из проблем, с которой столкнулись белорусские коллеги, — отсутствие единого программного обеспечения этого вида деятельности. Не создана единая автоматизированная система учета и составления документов в Министерстве экономики Республики Беларусь. Из-за этого львиная доля времени уходит на исправление возникающих ошибок. Кроме того, неясно, какое имущество нужно учитывать в рамках Союзного государства как источник дохода. Ведь есть социальные программы и объекты, требовать с которых доходность, по мнению Ковалевского, по меньшей мере, некорректно. В рамках Союзного государства, добавил он, должны создаваться коммерческие объекты, которые будут приносить доход в союзный бюджет. И если, уточнил белорусский коллега, от первых объектов достаточно требовать, чтобы они использовались по назначению, то вторые, безусловно, должны эффективно управляться и приносить доход Союзному государству.
Вместо управленцев-чиновников — частный менеджмент
Ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства Виталий Кошкин уверен, что у нас есть счастливая возможность избежать недостатков, которые были в управлении государственной собственностью и в России, и в Беларуси, и сделать качественно новую систему управления. Союзная собственность работает на бюджет единого государства и органически с ним связана. Она должна быть государственно-частной и управляться на основе частного менеджмента на конкурсной основе. И не важно, каким будет предприятие: государственным, смешанным или иным. Главное, чтобы приносило доход. Чиновник, как представитель государства, должен присутствовать в оперативном управлении.
Этот принцип, по мнению ректора, может распространяться как на социальную, так и на коммерческую собственность. Однако, заметил он, в подписанном двумя президентами документе нет коммерческой составляющей, а должна быть.
Источниками пополнения союзного бюджета могут быть либо бюджеты двух государств, либо бюджеты плюс то, что зарабатывает сама собственность на территории Беларуси и России. Чтобы сделать ее эффективной, в национальной законодательной базе необходимо предусмотреть льготы для ее функционирования, особенно на первых порах.
Также участники совещания рассмотрели вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования отношений в области управления собственностью Союзного государства, кадастрового учета объектов союзной собственности и создания реестра союзной собственности, особенностей нормативно-методического обеспечения интеллектуальной собственности Союзного государства.
По итогам совещания принята резолюция, в которой участники совещания постановили обратиться к научно-исследовательским центрам Беларуси и России с предложением участвовать в разработке вопросов создания и управления собственностью Союзного государства, рассмотреть проблемы формирования собственности и управления ею, создать необходимые перечни нормативно-правовых и национальных нормативно-методических разработок и предложить союзному Совмину рассмотреть вопросы формирования собственности и управления ею в течение 2007 года.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter