Возьмем агровузы. В классическом представлении это учреждения образования, которые призваны давать профессиональные знания студентам. Сельхозпредприятия занимаются производством продукции, научные лаборатории и институты аграрного толка — изысканиями и разработками. Это если по-простому. У каждого, как видно, свои конкретные функции и задачи, но разрозненно данные структуры работать не могут. Вузы готовят кадры для АПК, а ученые внедряют на этих предприятиях новые технологии. Пусть и не в чистом виде, но перед нами своего рода глобальный агропромышленный кластер.
Одна из функций подобных объединений — подбор мотивированных специалистов. В этом отношении отрасль АПК упрекнуть не в чем: профориентационная работа в цепочке «школа — вуз — хозяйство» налажена хорошо. С 2018 года появились агроклассы, где дети осваивают введение в сельхозспециальность. Сегодня примерно в 400 таких классах 2500 ребят, причем школы взаимодействуют с вузами. Так, в Гродненском государственном аграрном университете в этом году заключены договоры с 51 школой в Гродненской, Брестской и Минской областях. Это значит, что вуз становится образовательной площадкой: дети приезжают на экскурсии на опытное поле и сад, в летние лагеря, бывают в хозяйствах. С декабря в университете заработают онлайн-курсы для школьников, которые постигают аграрную науку. Заинтересованность обеих сторон понятна: преподаватели ждут потенциальных абитуриентов, учителям проще донести ребятам знания.
Если проанализировать работу хозяйств по подбору кадров, тоже можно заметить тенденцию. Грамотные руководители думают на перспективу и присматриваются к подрастающему поколению еще со школьной скамьи. Видят стремление и интерес к профессии — дают целевое направление. Таким образом ходатайствуют перед вузом: мол, наш специалист будет. Навскидку назову СПК «Новые Стайки» Ивацевичского района, ОАО «Глубокский комбикормовый завод», ОАО «Гранит-Агро» Дятловского района, ОАО «Александрийское» Шкловского района. Список можно продолжать и дальше.
Еще одна сторона смоделированного аграрного кластера — связь науки и производства. Раз анализировала работу Гродненского аграрного, на его примере рассмотрю и этот вид сотрудничества. В 2012 году на базе вуза появилась научно-исследовательская лаборатория «ДНК-технологий», получившая в 2016-м статус отраслевой лаборатории Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Работает примерно с тремя десятками сельхозпредприятий по всей стране и закрывает большой пласт отраслей: КРС молочного и мясного направления, птице-, овце-, свиноводство. Разрабатывает импортозамещающие технологии по генетическому тестированию животных. Сегодня многие серьезные игроки агрорынка прибегают к таким исследованиям. К примеру, ОАО «Солигорская птицефабрика» регулярно изучает генетическую структуру стада. Вот вам и связь образования, науки и производства. Другой вопрос, что у сторон, которые сотрудничают, нет закрепленного статуса кластеров. Может, нашим предприятиям и вузам что-то подобное стоит создать и в аграрной сфере. Ведь по такому принципу, как говорила, работаем давно.
bizyk@sb.by