Валаамская встреча президентов Беларуси и России имела целый ряд вполне конкретных стратегических последствий. Одним из них является выход на ключевое решение по созданию объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. Данный вопрос имеет далеко не только экономическое значение, но и политическое.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Фактически определяется будущее белорусского и российского народов. Реальность такова, и здесь нет ни капли пафоса. Сегодня можно однозначно констатировать: вместе мы смогли не только выстоять, но и найти возможности для развития наших экономик. Притом неожиданно для всех. И прежде всего тех, кто создавал нам сложности.
Во время переговоров с Президентом России Владимиром Путиным, 19 декабря 2022 года.
Сила аксиомы
С самого начала интеграционного строительства энергетическая проблема была одной из ключевых. Критики нашего союза постоянно пытались преподнести ситуацию так, будто именно она и определила решение о сближении России и Беларуси. Безусловно, в основе Союзного государства лежит общее для наших народов понимание своего культурно‑цивилизационного единства. Однако это вовсе не отменяет решения актуальных вопросов жизнедеятельности.
Союзная энергетика включает в себя сразу два больших компонента: нефтегазовый и электрический. О первом сказано и написано уже немало. Если кратко, то суть его заключается в равном доступе к энергоресурсам и в единой ценовой политике в границах Союзного государства. На фоне дискуссий по данному поводу, которые порой приобретали весьма острый характер, электроэнергетика как бы отошла в тень, но от этого вовсе не утратила своего значения.
Без качественного доступа к электричеству невозможно представить эффективное развитие ни одной отрасли экономики. Собственно говоря, это аксиома. Слишком высокие издержки на энергию, затруднения с доступом к необходимому ее объему в принципе могут поставить под вопрос будущее любого государства. Поэтому с самого начала интеграционного развития в повестке дня значилось создание объединенного рынка в этой знаковой сфере.
Но на определенном этапе вопросы «чистой экономики» отошли на второй план. А определяющими стали совсем другие интересы. Дело в том, что на протяжении десяти лет, с 1998 по 2008 год, РАО «ЕЭС России» возглавлял Анатолий Чубайс. Это открытый и убежденный противник российско‑белорусского сближения. Руководимое им акционерное общество являлось монополистом на рынке генерации и энерготранспортировки. То есть компания контролировала всю российскую энергетику. В цифрах это выглядело как 69,8 процента электроэнергии, 32,7 процента теплоэнергии и 96 процентов транспортировки электроэнергии. В целом такие мощности позволяли определять политику не только в данной сфере, но и в смежных, зависимых от нее отраслях.
Анатолий Чубайс в свойственном ему стиле затеял масштабную реформу всей энергосистемы России. В итоге само РАО «ЕЭС России» перестало существовать. На его месте к 2008 году возникли 23 независимые компании, из которых только две были государственными. Задумка была — всю энергетику России должен был регулировать «свободный рынок».
Навязанные идеи
Как тут не привести слова нашего Президента, произнесенные совсем недавно на Форуме медийного сообщества Беларуси в Могилеве: «Это нам навязано специально, потому что никакого свободного рынка (спрос — предложение) нет и никогда не было». Так все и вышло на практике с российской реформой электроэнергетики. Особенно неважно получилось с ценами. Только за первые пять лет, то есть к 2013 году, средняя цена электроэнергии для промышленных потребителей там выросла с 3,5 цента за 1 кВт·ч до 6,9 цента, опередив показатели в США. Таким образом создавалась неблагоприятная энергетическая среда для обеспечения роста российской экономики, особенно в реальном секторе, снижалась ее конкурентоспособность. Вместо «свободной конкуренции» возникла ситуация, при которой монополию РАО «ЕЭС России» сменила новая система олигархического типа, состоящая из четырех компаний под контролем государства и трех частных. Еще хуже обстояли дела с инвестициями в отрасль.
При таких весьма неважных, мягко говоря, результатах очередной чубайсовской реформы ее последствия вынуждены были оплачивать не только российские потребители, но и Беларусь. Такое положение дел, естественно, не устраивало руководство нашей страны.
Все эти годы на высшем и правительственном уровне ставился вопрос о выработке общих справедливых принципов организации союзной электроэнергетики. Определенным решением данных проблем стало строительство Белорусской АЭС в Островце при участии «Росатома» и его дочерней компании «Атомстройэкспорт» в 2012 году. Как известно, станция была введена в эксплуатацию в ноябре 2020 года.
К тому времени наша энергетика столкнулась с внешними неблагоприятными факторами. В частности, речь о ряде незаконных ограничительных мер, санкций, которые включали в себя и отказ Польши и Литвы покупать у нас электроэнергию.
Решение застарелых проблем
Возникшие сложности привели к ускорению интеграционного процесса. Россия и Беларусь оказались перед идентичными вызовами и угрозами. Действовали мы сообща. Так, стороны вышли на согласование 28 союзных программ, утвержденных на заседании Высшего госсовета Союзного государства 4 ноября 2021 года. Тогда же был подписан декрет «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 — 2023 годы». Эти документы предполагали серьезное продвижение по пути дальнейшей гармонизации работы и в сфере энергетики. В частности, был подготовлен межгосударственный договор о формировании единого рынка электрической энергии, а также разработаны правила его функционирования.
Однако на этапе разработки между сторонами продолжали сохраняться разногласия. Планировалось, что единый рынок заработает с начала 2024 года. Беларусь согласовала все проекты в ноябре 2023‑го, а российское правительство — только в июле 2024 года. То есть сейчас все противоречия устранены. Ожидается, что единый энергорынок начнет работу с 1 января 2025‑го. Он станет своеобразной базой для еще одной важнейшей интеграционной инициативы — единого энергорынка ЕАЭС, который планируется запустить в 2027 году.
В итоге интенсивных переговоров удалось разрешить одну из самых застарелых проблем, мешавших дальнейшему развитию Союзного государства. Интересы согласованы не только на национальном, правительственном уровне, но и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Здесь срабатывает эффект домино в положительном смысле.
Создание общей энергетической системы облегчит промышленную кооперацию. Выработанные механизмы разрешения противоречий и споров по одному из самых сложных вопросов дают возможность применить ту же модель в и других отраслях. Главное — принятое решение доказывает эффективность и жизнеспособность нашего Союзного государства на многие десятилетия вперед.
Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей, кандидат исторических наук.
Линия объединения
Почему Беларуси и России важно выработать общие подходы в энергетической сфере
Наши две страны приблизились к созданию единого рынка электроэнергии, который дает возможность обеспечить формирование единой экономической базы развития Союзного государства. Такой рынок закладывает основы для общего рынка товаров и услуг без ценовых, тарифных и иных диспропорций, исключений и искажений.
Равные условия
В условиях ужесточения внешней конкуренции со стороны западных корпораций важно создать внутренние режимы работы национальных экономик без каких‑либо ценовых перекосов.Именно такой подход закладывает основы для ускорения экономического роста. Иными словами — чем дешевле электричество, тем ниже цена конечной продукции (нефтехимии, машиностроения, электроники, строительной отрасли и т. д.). Как результат, в стоимостном сегменте вы сможете быть более привлекательным для покупателей, чем ваши конкуренты, а значит, будете иметь возможность расширять свое присутствие на рынке.
СПРАВОЧНО
В среднем по Российской Федерации тариф на электрическую энергию (для населения) составляет 4,79 росс. рубля за 1 кВт·ч (в пересчете — 0,1729 бел. рубля за 1 кВт·ч ). В Республике Беларусь — 0,2537 рубля за 1 кВт·ч (данные на минувший февраль).
В Республике Беларусь для «промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВА» одноставочный тариф составляет 0,33734 рубля за 1 кВт·ч (без НДС, тариф действует с 01.01.2024).
Для субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности в Москве тарифная ставка на электрическую энергию (руб./(МВт·ч), без НДС) составляет 869,83 росс. рубля (или в пересчете — 0,291247 бел. рубля за 1 кВт·ч).
Международный договор между Беларусью и Россией устанавливает правовые основы формирования, функционирования и развития объединенного рынка электроэнергии Союзного государства, регулирует отношения, связанные с куплей‑продажей электроэнергии между участниками рынка.Кроме того, объединенный рынок электроэнергии даст Беларуси дополнительные возможности по экспорту электричества в Россию. Ведь наши западные соседи отказались от относительно дешевой белорусской электроэнергии в угоду псевдоевропейским ценностям и мнимым преимуществам евроинтеграции.
Так, в минувшем июле операторы систем передачи электроэнергии Litgrid (Литва), AST (Латвия) и Elering (Эстония) уведомили Россию и Беларусь о непродлении соглашения о параллельной работе энергосистем (кольцо БРЭЛЛ — Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва), подписанного в 2001‑м и действующего до февраля 2025 года. Также они планируют демонтировать последние оставшиеся линии электропередачи. Страны Балтии и Польша синхронизируют свои энергосети. Для этого ЕС выделил им около 1,2 млрд евро, которые должны покрыть около 75 процентов затрат. Страны Балтии перестали импортировать российскую и белорусскую электроэнергию для обеспечения потребностей приграничных регионов в 2022 году.
Такими действиями Евросоюз принудительно вгоняет предприятия и население стран Балтии в долги и погружает их в состояние жесткой экономии, что однозначно будет сдерживать национальное развитие Латвии, Литвы и Эстонии.
СПРАВОЧНО
На II полугодие 2023 года тарифы на электроэнергию составляли в Литве — 0,2313 евро за 1 кВт·ч; в Латвии — 0,304 евро за 1 кВт·ч; в Эстонии — 0,2192 евро за 1 кВт·ч (для населения). В целом по Евросоюзу — 0,2850 евро за 1 кВт·ч; в еврозоне — 0,3054 евро за 1 кВт·ч.
Экономика определяет
Мы в рамках Союзного государства и единого рынка электроэнергии будем развивать в комфортных условиях свою промышленность, сельское хозяйство и науку. А также сможем регулировать экономические процессы по единым принципам.Тарифы будут одинаковы как для внешних, так и для внутренних поставок. Кроме того, у нас будет возможность дополнительно укрепить национальные валюты (российский и белорусский рубли), перейти на расчеты в них вместо долларов и евро.В объединенном рынке поставщик, если договаривается с белорусским производителем, может обеспечивать переток в Россию этой электроэнергии. Упрощается процедура ее купли‑продажи. Теперь российский потребитель, заключавший контракты с российскими же производителями электроэнергии, точно так же сможет это сделать и с белорусскими компаниями.
Генеральный директор государственного производственного объединения «Белтопгаз» Алексей Кушнаренко пояснил, что «сближение условий экономической деятельности, открытые и прозрачные подходы в тарифообразовании будут содействовать повышению эффективности работы энергоснабжающих организаций, укреплению их производственного и технологического потенциала, реализации новых совместных проектов, в том числе в сфере модернизации электросетевой инфраструктуры».
Этапы большого пути
Министр энергетики нашей страны Виктор Каранкевич ранее заявил, что белорусско‑российское решение направлено на создание равноправной конкурентной среды, которая обеспечит разнообразие ценовых предложений для потребителей. Кроме того, появятся стимулы для обновления и развития генерирующих мощностей, привлечения в отрасль дополнительных инвестиций. Общий рынок электроэнергии Беларуси и России готов к первому этапу работы, начнется торговля электроэнергией между юридическими лицами. Белорусскую сторону представит производственное объединение «Белэнерго». На втором этапе предусматривается более глубокая интеграция с расширением состава участников и организацией общего технологического процесса управления.В дальнейшем объединенный рынок электроэнергии Союзного государства синхронизируют с работой общего рынка Евразийского экономического союза.Таким образом, смело можно констатировать, что создание объединенного рынка электроэнергии в рамках Союзного государства позволит укрепить экономический суверенитет и энергетическую независимость наших стран и защитить потребителей России и Беларуси от негативных тенденций, в первую очередь от мирового роста цен.
Алексей Авдонин, аналитик БИСИ.
СПРАВОЧНОМИРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ В 2023 ГОДУ
Правительство России своим постановлением от 20 июля 2024 года № 988 представило Президенту России предложение о подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства.
29 июля 2024 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Распоряжение № 232‑рп «О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства».
В Беларуси проект этого договора был одобрен еще в прошлом году Указом Президента от 27 ноября 2023 года № 376 «О проекте международного договора».
(в процентах, округленные данные)
Уголь — 26
Газ — 23
Нефть — 32
Возобновляемые источники — 5
Гидроэнергия — 6
Атом — 4