Союз нерушимый

Алексей Власов: Россия крайне заинтересована в строительстве ЕЭП

Россия крайне заинтересована в строительстве Единого экономического пространства совместно с Беларусью и Казахстаном

На минувшей неделе главы трех стран — Беларуси, России и Казахстана — подписали последние соглашения по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). При условии, что наша страна ратифицирует эти документы до новогодних праздников, уже с 1 января 2011 года российские экспортные пошлины на нефть для нас будут отменены. Эксперты отмечают: в том, что Москва решилась сделать первый шаг, есть, как минимум, два положительных момента — психологический и политический. Первый заключается в том, что главам государств наконец удалось разблокировать тот клинч, который возник в их взаимоотношениях, и дальнейшая интеграция Беларуси и России является лишь вопросом времени. Политический компонент в данной ситуации связан с предстоящими в Беларуси президентскими выборами, в которых Кремль отныне не планирует создавать лишних проблем кандидатам. О том, почему конфликт можно считать исчерпанным, а также об истинных причинах создания ЕЭП корреспонденту «Р» рассказал генеральный директор российского Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства, замдекана исторического факультета МГУ Алексей ВЛАСОВ (на снимке).

— Алексей Викторович, в любом конфликте (неважно, политический он или социальный) в какой-то момент становится не так уж и важно, кто первый начал и кто больше виноват. Гораздо важнее, в чем заключается суть этого конфликта. Как вы считаете, из-за чего он разгорелся?

— В напряженной риторике, возникшей между Беларусью и Россией в нынешнем году, нет правых и виноватых. Причина конфликта, скорее, идеологическая. К сожалению, наши элиты сегодня пытаются выработать новый формат отношений. Причем Москва так поступает не только с Беларусью, но и с другими своими партнерами по СНГ. Новый формат основан на прагматизме: фактически происходит деидеологизация двухсторонних отношений и в центр ставятся вопросы экономической составляющей — энергетика и другие темы, на которых можно заработать для государства деньги. Это кажется необычным, ведь до этого отношения между Москвой и Минском носили совершенно иной характер. Но невозможно говорить о братских отношениях и ставить во главу угла прагматику и экономический фактор — так не получится! Допустим, у России с Казахстаном работает немножко другая модель, которая сопровождается идеологической риторикой на фоне Евразийского пространства.

Как видим, конфликт между Беларусью и Россией сходит на нет, но в обоих государствах интеллектуальному сообществу предстоит поработать для того, чтобы создать благоприятный фон для дальнейшего двустороннего взаимодействия. Пока же и эксперты, и СМИ по команде сверху мазали друг друга черной краской. Такого категорически нельзя было делать. Все должно быть взвешенно. И уже наступает такой момент, когда именно риторика о необходимости воссоединения двух братских народов будет востребована. Потому что точно так, как Беларусь нуждается в России, Россия нуждается в Беларуси, а конфликт не нужен ни российскому, ни белорусскому обществу.

— Считается, что основная причина «наезда» на Минск – желание получить в собственность белорусские нефтеперерабатывающие предприятия?

— Эту байку я уже много лет слышу. Конечно, у определенных людей в России есть несомненный интерес к белорусским активам, а белорусские НПЗ — это весьма интересные для вложения российских инвестиций объекты. Но почему тогда ожесточенная риторика не началась пять лет назад?

— Кое-кто в Беларуси еще надеется, что Россия признает результаты президентских выборов неудовлетворительными. Такой сценарий был возможен?

— Не думаю. Видимо, эти прогнозы возникли под воздействием того, что ряд российских СМИ активно работали над тем, чтобы раздуть из этой мухи большого слона.

В России публиковались результаты опросов, в которых личный рейтинг Александра Лукашенко якобы уравнялся с рейтингом оппозиции. Сомневаюсь, что такие данные правдивы. Если Россия хочет, чтобы ЕЭП стартовало, ей невыгодно множить политические риски в Беларуси. Что победит действующий Президент, лично я не сомневаюсь. Вряд ли Россия для того, чтобы поставить Лукашенко в неловкую ситуацию, торпедировала бы два своих ключевых проекта. А события последнего времени и вовсе разрушают все эти прогнозы.

— В чем конкретно заключается зависимость России от Беларуси?

— Для нашей страны создание Таможенного союза (ТС) и стремление к ЕЭП должно означать какой-то более глубокий тренд, чем просто технический момент к созданию нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве. Речь не идет о попытке основать новую империю, как об этом пишут на Западе. Это, скорее, попытка создать для нашего государства контуры нового будущего — через формирование аналога Евросоюза. Никто же ведь не упрекает Германию, «центральную» страну ЕС, в имперских замашках. С приходом к власти Дмитрия Медведева идея двигаться вместе с наиболее надежными партнерами России обрела стремительность. Сейчас Россия развивает отношения с ЕС как приоритетные, и, мне кажется, они в перспективе будут доминирующими. А для этого необходимо развивать новый образ России, который был бы понятен на Западе. Ей крайне необходимо обрести имидж страны, ориентированной на прозрачную, взаимовыгодную многостороннюю интеграцию. И треугольник Минск—Москва—Астана мог бы послужить примером такой интеграции. Это позитивный конгломерат, основанный на экономическом взаимодействии, опираясь на который будет легко двигаться в Европу. А без партнеров, без Беларуси и Казахстана, Россия будет оставаться для Запада страной, которая представляет только риски и угрозы.

В свое время, когда к власти в Украине пришел Виктор Ющенко, он первым делом совершил стратегическую ошибку. Его логика была незамысловата: двигаться в Европу, абстрагировавшись от России. Но весь вопрос в том, что в Европу следует двигаться по принципу «не вместо, а вместе» — там уважают объединения. Такой «рецепт» един и для Беларуси, и для России. И создание ТС, и построение ЕЭП — это повод двигаться в Европу, используя весьма выгодный интеграционный контекст.

— В чем заключаются выгоды России в построении ЕЭП? Ведь увеличение рынка сбыта на 9,5 млн. человек за счет Беларуси для такой огромной страны погоды не сделают.

— Для России это геополитический проект. Если наша политическая элита решит двигаться в сторону Европы, то политически выгоднее не входить в европейские объединения, а прийти туда со своими стратегически важными партнерами – центральноазиатским Казахстаном и почти европейской Беларусью. Здесь, на мой взгляд, больший вес имеют именно политические, а не экономические аспекты. А наши партнеры при содействии Кремля получат дополнительные экономические преференции – в вашем случае решение вопроса с энергоресурсами.

— Насколько проект создания ТС вам кажется жизнеспособным?

— Очень плохо, что в Беларуси к нему пока относятся недостаточно серьезно. Я недавно разговаривал с казахстанскими коллегами, и для них ТС символизирует открытие нового огромного рынка. У Казахстана структура экономики очень близка к российской, и появление порядка 140 млн. новых покупателей товаров к 15 млн. существующих — это весьма серьезное подспорье. Тем более что с Казахстаном граничит Китай, который фактически задавил его своей массой — на казахстанском рынке все те ниши, которые связаны с малым и средним бизнесом, давно уже неконкурентоспособны из-за Поднебесной. Для Казахстана выход на ЕЭП — это реальная возможность расширить свои сферы, связанные с развитием предпринимательской инициативы. Думаю, что это же было бы справедливо и для Беларуси.

— Чем Беларусь симпатична российскому народу?

— Существует целых два фактора. Во-первых, россия-не воспринимают белорусов как часть русского народа. С Украиной в этом смысле сложнее — эта страна разделена на три части: Восточную, Западную и Крым. Белорусов никогда не рассматривают как иных — это наиболее близкий и родственный в общественном сознании россиянам народ. Во-вторых, большой части граждан России нравится социально ориентированная модель белорусской экономики. Поэтому, когда в 1996 году начиналось строительство Союзного государства, идея была абсолютно правильная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter