Союз как система ценностей

Грузино-осетинский конфликт, как лакмусовая бумажка, показал жизнеспособность и эффективность многих международных объединений. Страны ЕС заняли единую позицию (насколько объективную – это другой вопрос), чего не скажешь о странах СНГ – тут о единстве и однозначности оценок могут говорить лишь неисправимые оптимисты. И только Республика Беларусь и ее лидер, подтверждая свою искреннюю приверженность союзническим обязательствам в рамках Союзного государства, безоговорочно стала на сторону России. Тем не менее в строительстве Союзного государства по-прежнему множество проблем. Сегодня мы говорим об этом с белорусским политологом, доктором философских наук Львом КРИШТАПОВИЧЕМ.

– Лев Евстафьевич, почему, на ваш взгляд, в белорусском обществе у Союзного государства до сих пор находятся противники?
– Противников единения белорусского и русского народов я бы условно разделил на две группы. Первая представляет собой публику, которая разъезжает по заграницам и претендует ни больше ни меньше как на представительство от  имени «европейской демократии». Будучи не в состоянии говорить о реальных проблемах союзного строительства, они занимаются лишь критикой власти и Александра
Лукашенко. Решение возникающих проблем на пути союзного строительства достаточно рутинное и трудоемкое занятие, а критика проста и занимательна, поэтому,  ничего не делая, можно всегда быть «на слуху».
Другую группу противников Союзного государства составляет определенная часть нашей гуманитарной интеллигенции, которая в мгновение ока совершила этакое умственное сальто-мортале. Свою «переоценку ценностей»  эти деятели обычно объясняют невозможностью говорить правду в эпоху  «тоталитаризма» и ссылками на некие новые исторические факты, которые, дескать, скрывали от общественности.
 В действительности же проблема подобной интеллектуальной метаморфозы лежит совершенно в иной плоскости. Дело в том, что в эпоху массового «производства» интеллигенции, в том числе и ученых (такое явление характерно сегодня для всех развитых стран), подавляющая ее часть никакого отношения к науке не имеет, хотя и называется научной. Причина тому – подмена научного исследования резонерством. В наше резонирующее время совсем нетрудно научиться подыскивать доводы за или против одного и того же содержания.
– Получается какой-то парадокс…
– Действительно, это кажется  парадоксом, когда одни и те же ученые в советское время с пеной у рта агитировали и аргументировали за Союз с Россией, а в нынешнее – столь же яростно призывают против Союза с братской страной. Это и есть ученые-резонеры. Вся их наука – уметь подыскивать аргументы в зависимости от обстоятельств и политической конъюнктуры.
Отличие ученого-резонера от подлинного ученого состоит в том, что первый ищет доводы, за которые в данное время хорошо платят, а второй – истину. Поэтому для ученых-резонеров не существует проблемы научной добросовестности, честного сопоставления того, что они писали раньше, с тем, что утверждают сегодня.
Как говорил известный социолог и писатель Александр Зиновьев, «они  обыкновенные производители и потребители лжи. Они забили свою голову ложью до такой степени, что уже утратили способность реагировать на нее».
Они утратили способность воспринимать истину. Поэтому их аргументация против Союзного государства Беларуси и России – это лишь имитация научности, сознательное  извращение  истории наших народов.
Понятия «союз» и «уния» тождественны, но за этим формальным тождеством скрывается принципиально разное философско-историческое содержание. Уния Беларуси с Польшей с точки зрения белорусских национальных интересов всегда была антинациональной, поскольку ставила своей целью денационализацию белорусского народа. Союз  Беларуси  и России развивался тоже небезоблачно, но он всегда был прогрессивен, поскольку способствовал сохранению ментальных характеристик белорусского народа, сохранял условия для национального возрождения и белорусской государственности.
– Интеграция и глобализация большинством населения рассматриваются как тождественные процессы. Так ли это?
– Только формально. Но фактически они означают принципиально противоположные варианты мирового развития. Глобализация является антиинтеграционной, потому что ее сущность сводится к присвоению  природных, трудовых, интеллектуальных ресурсов других стран  в интересах западных корпораций и потребителей. В известной  степени это признает лауреат Нобелевской премии по экономике за 2002 год Джозеф Стиглиц, который отмечает, что «существует большой массив фактических данных и аналитических построений, подтверждающих, что глобализация усиливает экономическую нестабильность, а экономическая нестабильность способствует ослаблению чувства защищенности и увеличению масштабов нищеты».
 Нынешнее европейское объединение тоже идет в русле глобализации. Строительство же Союзного государства Беларуси  и России основывается на принципе многополярной интеграции, сущность которой заключается в установлении справедливых взаимоотношений между всеми государствами мирового сообщества. Интеграционная модель Союзного государства базируется на справедливом доступе к экономическим и финансовым возможностям для каждой страны мира, на учете их национальных интересов, радикальной демократизации международных финансовых институтов, где должен учитываться голос каждой страны, а не только тех, кто богаче и сильнее других. 
В этнокультурной сфере Беларусь выступает сторонницей бережного сохранения и развития всех национальных культур в противоположность некой единой западной цивилизованности. Еще Лев Толстой метко отмечал различие между подлинной  культурностью и мнимой цивилизованностью. «Как легко усваивается то, что называется цивилизацией. Пройти университет, воспользоваться услугами портного и парикмахера, прикупить кое-что, съездить за границу – и готов самый цивилизованный человек.  А для народа – побольше газет, партий, бульваров, парламентов – и готов цивилизованный народ. Как легко! От того и хватаются люди за цивилизацию, а не за просвещение.  Первое не требует усилий, второе же требует напряженного труда и всегда гонимо, презираемо, ненавидимо толпой потому, что обличает всю ложь цивилизации».
То есть подлинная культура базируется не на заимствованных у кого-то принципах и институтах, а на национальной системе ценностей. Более того, навязывание чуждых ценностей подрывает уверенность человека (да и человечества) в собственных силах.  Неслучайно в Докладе Программы развития ООН за 2003 год подчеркивается, что «в основе национальной ответственности и расширения возможностей человека лежит чувство самоуважения».
Развитие союзных отношений между  Беларусью и Россией как раз и аккумулирует в себе национальную систему ценностей наших народов, их высокую духовность, культуру и человечность.
– Но при этом Запад постоянно упрекает нас (и Беларусь, и Россию) в недемократичности, приверженности к авторитаризму и тому подобном?
 – Между пониманием народной демократии и западной ее трактовкой сегодня образовалась огромная разница.
В конституционном праве США под демократией понимается «охрана прав меньшинства». Утверждается, что, если «большинство будет объединено общим интересом, права меньшинства окажутся под угрозой». Очевидно, что такое понимание демократии никак нельзя назвать демократическим, поскольку изначально устанавливается, что интересы большинства должны законодательно подчиняться интересам меньшинства.
И почему так происходит – тоже очевидно. Западная политическая система по своей природе является не демократической, а олигархической. Права олигархов для Запада превыше всего. А народ? Народ как-нибудь перебьется.
Поэтому, повторюсь, союзная модель развития наших стран, основывающаяся на историческом опыте наших братских народов, их традиционных приоритетах и ценностях, как раз и является истинно демократической  моделью развития и для Беларуси,  и для  России.
– Беларусь зарекомендовала себя как надежный партнер России. Почему все же возникают проблемы в наших отношениях, например с поставкой энергоносителей?
– Надо принять во внимание неоднородность политической элиты России. Но я убежден, что  позиции  будут сближаться. Иначе проиграют все.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter