Мы открыты к диалогу. Но диалог предполагает две стороны — и одна из них не может быть невероятной

Совсем не сказочные тролли

Вы когда-нибудь видели живых троллей? Не скандинавских муми-троллей, а белорусских? Это непросто сделать, потому что они сидят в интернете. И бесперечь гундят: разорвите контракты, не проводите чемпионаты, не пускайте на конкурсы, не давайте денег, введите санкции i гэтак далей.

А. Муковозчик: «Вот здесь и живет гражданка, которой не понравилась моя статья...»

Письмо позвало в дорогу

Постепенно интернета для процесса жизнедеятельности белорусским троллям становится мало. И тогда они начинают писать письма в инстанции. Так поступает, скажем, минчанка Кротова Татьяна Викторовна, адрес и телефон в редакции. 

К примеру, не понравилась спадарыне Кротовой моя статья о былых просто тутбайках (опубликованная 5 мая на сайте www.sb.by «Хоть как-то прикройтесь, дамочки»). И пишет она письмо: «Считаю… обязан принести публичные извинения, компенсировать деньгами, газете — предупреждение». И направляет ладно бы только в Министерство информации — не-ет, не для того Кротова вылезала на свет. Вот список адресатов сего эпистоляра: Союз журналистов, «СБ. Беларусь сегодня», Совет Республики, Палата представителей, Совмин, Администрация, Минюст, Прокуратура, Конституционный Суд, Федерация профсоюзов (это, наверное, чтоб никого не забыть, всех озадачить).

На этом список не заканчивается, а продолжается «старшими братьями»: Представительство ООН, Хельсинкский комитет, Постком Союзного государства. И «посольства»: все, не все — не указано. Думаю, какие страны Кротова вспомнила, в такие посольства и отправила. А может, это нужно спадарыне для последующего отчета: вот, мол, писала-отправляла, теребила-спать не давала. 
Все происходит по указаниям нехтомотолек: пишите, звоните, обращайтесь, заваливайте власть любыми требованиями, пусть чиновники задохнутся. И тут у меня первый вопрос к Кротовой, а также к многочисленным троллям: если человек действует в полном соответствии с указаниями телеграм-каналов, признанных экстремистскими, будет ли он отвечать за это, даже если (как обязательно на суде скажет) ничего оттуда не читал, а все сам придумал?
Правильный ответ: обязательно будет. Хотите убедиться лично — не останавливайтесь и не прячьтесь. Но и не плачьте потом. 

Ибо это и не первая ее такая рассылка. Есть в редакции стопки листов от нее про «бчб и жировки», адреса рассылки те же. Есть про «условия содержания заключенных», там еще и Красный Крест добавлен (почему пропущен Полумесяц? ах, эта недотолерантная Кротова).

Да тут, оказывается, целый архив уже собран!

Лицом к лицу

Писем много, потому есть факты для анализа. Но мы поступили проще: вместе с Людмилой Гладкой навестили жалобщицу. И она даже в лицо узнала: следит пенсионерка за нашей работой. Видео от Люды есть в сети — можете сами полюбоваться, как живут те, кто «супрацiў». Ну почему ж у них так неопрятно-то всегда, почему, кто объяснит? 



Других впечатлений немного: Викторовна большую часть знаний черпает из Википедии. Придерживается убеждения, что все книги пишут люди, потому фактов нет, а есть мнения. Личное она складывает из «слов адвоката», «писем из тюрьмы» и «рассказов знакомых». Чего стоит только: «У мяне свае панiманне Канстытуцыi!» — это цитата, если что. 

И картина мира у Кротовой фактов извне не принимает. Бчб использовался коллаборантами из СБМ, об этом у них в уставе записано. — Ну и что? — Они сотрудничали с фашистами. — А ну и что? — Борисевич признана виновной по уголовной статье. — Ну и что? И что?? — Нельзя стучать по милицейскому бусику. — А чаму? Чаму мне нельга выказваць сваю думку?? 



Не достучаться. Причем, когда нужно, тролль заявляет, что только он «патриот страны и представитель народа». И тут же готов переобуться: я гражданин мира, не подходите ко мне с мерками национального законодательства. 

Это беда интернета. Главной криницей информации для Кротовой был просто тутбай. «С 2011 года доверяю только этому порталу, зная, что его информация фильтруется государственными цензорами» — уверен, хохот сейчас стоит не только у нас в издательском доме, но и в следственных камерах. 
Утерев слезки, сообщу: даже не буду разбирать все те благоглупости, которые тролли пишут про бчб. Ибо столько уже было опубликовано, показано и доказано, как эта тряпка намертво связана с нацистами, гитлеровцами и коллаборантами всех мастей, что не заметить, не прочитать и не осознать фактов — это диагноз. 


Но добавлю: к экстремистским материалам отныне закон относит символику и атрибутику, «использующуюся в целях пропаганды экстремистской деятельности, в том числе путем публичной демонстрации, …флаги, эмблемы, символы…». Что-то подсказывает: как только закон начнет применяться в полную силу (а уже можно), резко уменьшится количество троллей, утверждающих: «Считаю, что нет разницы, какою символикой пользоваться, особенно в год народного единства». 

Вы, Кротова, попользуйтесь свастикой, коли считаете, что нет разницы. И разницу вам быстро и доходчиво разъяснят, особенно в Год народного единства.

Обереги при входе в жилище. К чему бы?

Официальный ответ

Теперь конкретно по защите жалобщицей просто тутбаек Золотовой и Чекиной. «Считаю неприличным допускать такие слова» — а вот я считаю, что тексты, которые публиковала редакция недопортала, не просто неприличны, а противозаконны. Имеют антигосударственную направленность. 

«По моему мнению, использование слова «прыукрасных читателей» свидетельствует о неуважительном отношении к мове». А по моему мнению — не свидетельствует. Ибо Кротова даже не дала себе труд осознать, кого, собственно, сие словосочетание описывает. 

«Уважаю профессионалов, таких, как Екатерина Борисевич. Она никоим образом не нарушила Кодекс. Не профессиональные действия журналистки повлекли тяжкие последствия по определению Генпрокуратуры». В этом беда всех троллей: одновременно оспаривать мнение Союза журналистов, определение прокуратуры и постановление суда могут только они. Потому что — невероятные. 

Отсюда и непрерывное «общество склоняется» и прочие рассуждения будто бы «от имени белорусского народа», чему тролли научились именно и только от «независимых» сайтов. Троллю не на что опираться (не на Википедию же?), потому он руководствуется такой жизненной позицией: есть два мнения, мое и неправильное. Я — представитель народа. Следовательно, мое мнение есть воля народа. Не выполняете — я иду «гулять». 

Так вот: я как журналист имею право «высказывать свое личное мнение по информационным сообщениям и (или) материалам, предназначенным для распространения» (Закон о СМИ). И поскольку свои обязанности я при этом добросовестно выполнил, «проверив достоверность сведений и предоставив для распространения достоверную информацию», то ни у Золотовой, ни у Чекиной претензий ко мне не появилось. И что-то подсказывает: вряд ли появятся. 

А Кротова, получается, тролль. Ибо ни одного опубликованного факта не опровергла, ни одного своего не привела, а только загрузила работой Белпочту.
Однако при этом в ее действиях явно прослеживается попытка «воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста либо принуждение его к отказу от распространения информации» (УК БР, ст. 198). Хочу в связи с этим обратить внимание всех белорусских троллей: это ограничение или лишение свободы на срок до трех лет. 
Невероятные на то и невероятные, что не верят в вероятности. Они думали, что «просто погуляют» — и все. А их за это судят. Просто обматерят или напишут угрозу — и все. А их вычисляют и судят. Просто повесят бчб (хоть где) — и все. Их ловят — и судят. Просто «придут пофоткать, бросятся бежать, упадут» — под ручки поднимут и будут судить. 

Я к тому, что очередь непременно дойдет и до троллей, как бы они, как кроты, ни прятались. Какими бы невероятными они себе ни казались. Вернее так: чем более невероятными, тем скорее и дойдет. 

Уж простите, накипело. 

mukovoz@sb.by 

t.me/nakipelo_by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter