История одной фотографии музыканта Ивана Кирчука

Современное колдовство

Любое настоящее искусство — колдовство. Правда, многие музыканты на волшебников совсем не тянут. А вот Иван Кирчук похож.

фото  ЕвгениЯ  Коктыша.
Когда родился Христос, то к нему в Вифлеем пришли с дарами волхвы: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Есть много картин, икон и фресок, изображающих этот знаменитый библейский сюжет. Удивительно, но каждый раз легендарных волхвов художники рисовали по–разному, стараясь придать им как можно более таинственный, экзотичный и выразительный облик.

Иногда мне кажется, что белорусский музыкант Иван Кирчук многое подсмотрел на старых картинах и иконах, мало того, взял взаймы, когда думал о своем сценическом образе. Он похож на мага, чародея, шамана, колдуна, волхва. И схожесть эта не только внешняя, но и внутренняя. Есть в нем таинственная сила, а то, что он сам или вместе с этно–группой «Троица» делает на сцене, похоже на удивительный ритуал.

Не однажды я видел и слышал музыку в исполнении Ивана Кирчука, и каждый раз этот спектакль меня сильно удивлял. Незнакомо звучали знакомые инструменты. Они вздыхали, шептали, ворковали, звенели, журчали... Музыка напоминала древние заговоры, причитания, молитвы, плач, шум, детский смех. А сам музыкант, придумавший этот спектакль, всегда был похож на древнего шамана–колдуна, совершающего загадочные ритуалы.

В белорусской музыке нет больше никого, обладающего столь яркой сценической индивидуальностью. Но вне сцены Иван Кирчук абсолютно серьезный человек. Он преподает, пишет книги, реконструирует старинные обряды, сочиняет музыку, собирает фольклор и предметы быта, путешествует, гастролирует. Появляется на очень престижных музыкальных площадках в Европе. Воспитывает детей.

Но, по большому счету, вся его жизнь крутится вокруг музыки и плотно с ней связана. С ее помощью он пытается заглянуть в прошлое и вернуть нам то, что безвозвратно уходит. Показать, как и чем жили наши предки. Что для них являлось главным. Это — своего рода философия, цель которой — попытка осмыслить прошлое и взять самое ценное.

Кто–то может сказать, что вся эта деятельность — этнография, обряды и разные свистульки — глупость, современному человеку непотребная, а Иван Кирчук, имея седую бороду, впал в детство. Сам же музыкант уверен в другом: деревьев без корней не бывает.

Если бы мне пришла в голову идея написать картину на знаменитый библейский сюжет «Поклонение волхвов», то, скорее всего, я изобразил бы бредущую под южным звездным небом белорусскую группу «Троица» во главе с седобородым Иваном Кирчуком. И несли бы они в дар младенцу свои удивительные инструменты: дудочки, окарины, чаротки, звоночки, барабаны... Ведь дети так любят все эти поющие штучки.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter