Советы пациентов помогут врачам

Очередей в поликлинике в последнее время просто боюсь. Слишком уж много путаницы. Вроде уже мой черед, но вот подошел человек, которому «лишь спросить», другой по больничному без очереди, а третий пробивается «только справку отдать».

Очередей в поликлинике в последнее время просто боюсь. Слишком уж много путаницы. Вроде уже мой черед, но вот подошел человек, которому «лишь спросить», другой по больничному без очереди, а третий пробивается «только справку отдать». В результате ожидающие у кабинета ругаются, а в каждом приближающемся к двери ближе чем на метр видят врага. Остается сидеть и злиться: ну почему бы медсестре периодически не контролировать, что там творится в коридоре. Глядишь, и прием пошел бы по времени, указанному в талонах. С другой стороны, и врач, и медсестра могут и не подозревать об этой и многих других проблемах по ту сторону двери.

Сейчас у минских пациентов появилась возможность донести свои предложения до администрации Общественные советы. фотоучреждений здравоохранения. При столичных поликлиниках создают общественные советы. Вот только смогут ли они реально на что-то повлиять или их предложения останутся лишь формальной рекомендацией? Получится ли с помощью общественных советов улучшить качество медицинского обслуживания или они станут структурой, существующей лишь на бумаге?

Многие врачи, с которыми удалось побеседовать, скептически относятся к идее создания общественных советов при поликлиниках. Это и понятно: кому как не им знать, что могут насоветовать пациенты.
Нередко эти предложения бывают дельными, но по разным причинам невыполнимыми. К примеру, один мужчина пожелал, чтобы прием в одном кабинете вели сразу с десяток врачей – от терапевта до кардиолога. Мол, приходит человек, а его сразу комплексно обследуют и ставят диагноз.
К сожалению, автор идеи не подумал, сколько же пациентов в день сможет принять такой консилиум врачей и насколько это финансово оправданно.

Обратная связь

В то же время медики не отрицают, что им наверняка все видится немного по-другому, чем пациентам, а потому предложения общественного совета готовы выслушать и принять к сведению. Впрочем, с населением в поликлиниках работали и раньше. Есть книга предложений и замечаний, ведет прием людей администрация. Но, похоже, у организованной структуры появится больше полномочий. Представители общественного совета смогут присутствовать на многих мероприятиях, которые проводятся в поликлинике, – медсоветах, семинарах, конференциях. Кроме того, предполагается, что в их компетенции будет давать советы по улучшению работы поликлиники, благоустройства, условий труда сотрудников.

– Чтобы понять все плюсы и минусы, которые даст создание общественных советов, нужно поработать с этой структурой, – считает заместитель главврача по медицинской части центральной поликлиники № 2 г. Минска Татьяна Симоненко. – Сейчас ведется подготовительная работа, определен состав совета. Возможно, его представители действительно помогут восполнить пробелы в организации работы поликлиники, но, сразу оговорюсь, не в организации лечебного процесса. В любом случае руководители учреждения будут принимать к работе только выполнимые рекомендации, реализация которых зависит от нас. Пациенты могут ведь потребовать и компьютерный томограф в каждой поликлинике, но кто же профинансирует его установку?

Как предполагает Татьяна Симоненко, представители общественных советов в состоянии будут помочь, к примеру, активнее привлекать население к диспансеризации, а пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС – к комплексным осмотрам. Они же могут поспособствовать формированию здорового образа жизни. Словом, общественные советы станут связующим звеном между врачами и пациентами.
В поликлинике № 34 сейчас как раз рассматривают кандидатуры потенциальных представителей совета. По словам заместителя главврача по организационно-методической работе Натальи Дергач, задача администрации на подготовительном этапе – привлечь тех людей, которые действительно смогли бы помочь. В поликлинике надеются, что члены общественного совета будут активно взаимодействовать с пациентами и помогут наладить более конструктивный разговор.

– Может быть, населению станут понятнее проблемы и трудности, с которыми сталкиваются врачи, если это объяснит не медик, а обычный человек, – размышляет Наталья Дергач. – В любом случае мы надеемся, что не только пациенты смогут донести до нас свою точку зрения, но и врачи до них – свою. Если представители совета будут настроены не просто прийти пообщаться, а действительно помочь, может, и удастся что-то улучшить.

На что жалуемся?

И все-таки обычных граждан больше, нежели вопрос налаженной обратной связи с врачами, волнует другое: смогут ли общественные советы предложить нечто дельное, чтобы решить проблему, к примеру, все тех же очередей – и у кабинета врача, и в целом на прием к специалисту или на диагностику.
Как считает Наталья Дергач, одними советами здесь ничего не изменишь. Если бы поликлиника плохо работала при стопроцентной укомплектованности, то можно было бы говорить о проблемах в организации работы. Другой вопрос, что учреждения здравоохранения принимают пациентов в условиях нехватки врачей. Пока с очередями пытаются бороться другими способами. В той же 34-й поликлинике решились на эксперимент. Здесь проводят он-лайн консультирование. Новая услуга быстро стала популярной. За советом к врачу по Интернету обращаются люди со всей страны, несмотря на то что первоначально консультации по сети задумывались лишь для пациентов 34-й. Кстати, те же помощники врачей, которые недавно были введены во всех учреждениях, тоже в какой-то мере снимают нагрузку с терапевтов, а значит, дают возможность уменьшить очереди.

Проблема медицинских кадров остро стоит не только в регионах (что более понятно), но и в столице. По информации комитета по здравоохранению Мингорисполкома, сейчас в Минске не хватает более тысячи врачей – в основном в поликлиниках, врачей-реаниматологов и скорой помощи. Недавно в Белорусском государственном медицинском университете завершилось распределение. В столичные поликлиники придут четыреста молодых специалистов, остальные отправятся в регионы. Только надолго ли задержатся эти выпускники на своих рабочих местах? Или, отработав положенный по распределению срок, они найдут место работы с более комфортными условиями? По словам председателя комитета по здравоохранению Мингорисполкома Дмитрия Пиневича, увеличение числа распределенных в столицу медработников не решит в полной мере проблему нехватки специалистов в учреждениях здравоохранения. Необходимо создать такие условия, чтобы доктор остался на своем рабочем месте.
Действительно, как молодому врачу прожить на 400-500 тысяч рублей в месяц? А если это молодая семья, в которой и муж и жена только окончили медуниверситет, при этом своего жилья у них нет? Неудивительно, что в таких условиях они начинают искать другой источник дохода, а соответственно и другую работу.

– Нам часто советуют: заберите своих врачей из фармацевтических компаний, и проблема нехватки квалифицированных специалистов сразу решится, – сетует Наталья Дергач. – Но это не в нашей власти. Да, более тысячи человек, которые получили высшее медицинское образование, сейчас продают и распространяют лекарства. Это молодые, грамотные врачи, которые могли бы работать в поликлиниках, больницах и лечить людей. Но они работают в фирмах и рекламируют новые препараты. А все потому, что зарплата в фармацевтических компаниях несравнимо больше и толпы пациентов у дверей кабинета нет. Система здравоохранения пытается решить и эту, и многие другие проблемы. Но, возможно, помощь общественности, и в том числе создаваемых советов, окажется немаловажной.

Алеся ГОЛОВЧИЦ, фото Антона ТУМАРА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter