Советское противоядие «бранденбургскому» спецназу...

ЧАСТО общаюсь с ветеранами Великой Отечественной войны. Нередко слышу в их словах недоумение — мол, современные кино, литература, СМИ зачастую показывают наших бывших противников-немцев недалекими, негибкими вояками. Но ведь, принижая искусство врага, мы умаляем славу Красной Армии, поставившей его на колени. Сегодня мы расскажем о промахах и поражениях лучшего диверсионного подразделения вермахта, каким был полк специального назначения «Бранденбург-800». Дело в том, что первые неудачи и ощутимые потери у него начались именно на белорусской земле, в 1941-м... Осечки «зеленых дьяволов», как прозвали бойцов «Бранденбурга-800» англичане, случились в Зельвенском и Полоцком районах Беларуси.

На белорусской земле в 1941-м диверсанты Гитлера впервые познали горечь поражений.

ЧАСТО общаюсь с ветеранами Великой Отечественной войны. Нередко слышу в их словах недоумение — мол, современные кино, литература, СМИ зачастую показывают наших бывших противников-немцев недалекими, негибкими вояками. Но ведь, принижая искусство врага, мы умаляем славу Красной Армии, поставившей его на колени. Сегодня мы расскажем о промахах и поражениях лучшего диверсионного подразделения вермахта, каким был полк специального назначения «Бранденбург-800». Дело в том, что первые неудачи и ощутимые потери у него начались именно на белорусской земле, в 1941-м... Осечки «зеленых дьяволов», как прозвали бойцов «Бранденбурга-800» англичане, случились в Зельвенском и Полоцком районах Беларуси.

Первый в мире. Матерый!

СЕРГЕЙ ВОЙЦЕВИЧ, 34-летний инженер-программист из Полоцка, бывает в родном городе наездами, так как работает в Москве. Военной историей, и в особенности частями специального назначения, он увлекся еще ребенком. Вот уже лет десять внимание Сергея приковано к «Бранденбургу-800». Изучение боевых действий полка в нашей стране (а воевал он тут летом 1941-го, затем его бойцов перебросили на Украину) для Сергея — дело увлекательное. «Ведь ни в одной книге о Великой Отечественной нет конкретики о немецких спецах. Всюду — абстрактные слова о диверсантах или парашютистах, заброшенных в наш тыл, и только. А ведь в Беларуси действовал первый армейский спецназ в мире!» — обращает внимание собеседник.

Что же это было за подразделение — «Бранденбург-800»? Оно создано в 1940 году: «рождение» уже окутано тайной — сразу получило фиктивное наименование «800-й строительно-учебный батальон». Через полгода этот «стройбат» выкинет такие фокусы, что его противники — англичане, французы и голландцы — устрашатся. По названию пункта дислокации одной из рот (город Бранденбург-на-Хафеле) вскоре все секретное подразделение стало зваться «Бранденбург-800».

Ассасины XX века

– «ОТЕЦ-ОСНОВАТЕЛЬ» этого полка, гауптман Теодор фон Хиппель, новаторски соединил в концепции развития своей команды принципы действий партизан Германской восточной Африки против англичан (Первая мировая война), где сражался еще в молодости, и убийц-ассасинов Средневековья. Получилась в итоге гремучая смесь! Напомню, что ассасины — организация профессиональных убийц, жившая на Ближнем Востоке в собственной маленькой стране, состоящей из системы горных городов-крепостей со столицей в Аламуте. Там Хасан ибн Саббах создал «академию» киллеров: в ходе трехлетнего обучения из сотен выживали единицы, но какие это были профи! Заказы на устранение неугодных приходили в Аламут из многих стран — от Англии до Китая! — повествует Сергей Войцевич.

Этот пример был взят на вооружение фон Хиппелем. С немецкой педантичностью он разработал кошмарные по жестокости требования к новобранцам, отобрав себе «соль немецкой земли». Спортсменов-интеллектуалов, которые отлично знали иностранные языки, рукопашный бой, топографию, взрывное дело, маскировку на местности, тактику боя в одиночку и малыми группами, навыки изготовления фальшивых документов, свое и трофейное оружие… «Бранденбург-800» будет действовать в горах? И вот уже в его составе появляются группы тирольцев и баварцев с прекрасной горно-альпийской подготовкой. В снегах? Фон Хиппель завел у себя лыжников и ездоков на... собачьих упряжках. В тропиках? В полку прибывает за счет команды диверсантов — уроженцев Аравии и Африки.

«Можно все. Даже убийство матери!»

– ОСОБАЯ деталь, которая делает «Бранденбург-800» самым опасным подразделением Второй мировой, — это жестокость его военнослужащих. Немцы отказались от каких-либо ограничений в прежних законах ведения войны. Применение любых видов оружия (вплоть до ядов на лезвиях ножей!), пытки при допросе пленных, захват заложников, убийство женщин и детей — полный отказ от Женевской конвенции. Поэтому солдат «Бранденбурга-800» в плен брали редко: бойцам подразделения с 1941-го даже стали выдавать капсулы с ядом. «Можно все, что ведет к результату. Хоть и убийство матери!» — так наставлял своих подопечных фон Хиппель.

Наши союзники по Второй мировой быстро прочувствовали хватку этих «псов войны». Так, в Голландии «бранденбуржцы» изображали то процессию монахов с неожиданным выхватыванием автоматов из-под сутан, то массово переодевались в форму голландских солдат, конвоировавших немецких «пленных», чтобы внезапно напасть на опешивших охранников важного моста (Бельгия).

— И, что важно, немцы всюду — от Норвегии до Северной Африки — побеждали противника, неся мизерные потери. Война с СССР стала исключением.

«Нахтигаалю» подрезали крылышки

ПРОТИВ Красной Армии начальство «Бранденбурга-800» подготовилось как надо: целый батальон полка на две трети состоял из этнических русских, украинцев — детей белоэмигрантов и националистов. Батальон носил имя «Нахтигааль» — в переводе «соловей», так как его солдаты отличались еще и дивным пением славянских народных песен.

Начало было для немцев, казалось бы, неплохим: перешедшие через границу еще 21 июня 1941 года бойцы перерезали телефонные провода, переставляли указатели на дорогах, выводили из строя железнодорожные стрелки и семафоры... Но этим же победным для Германии летом фон Хиппелю пришлось убедиться, что впервые не все идет так уж гладко.

— Уже в первые дни войны наши солдаты совершили подвиг — одержали маленькую, но все же весомую победу над «Бранденбургом-800». И сделала это — не поверите (!) — обыкновенная саперная рота лейтенанта Титкова с опытом службы в один год! Где-то 28 июня 1941 года, после утомительного марш-броска из Гродно к деревне Свиняшки (теперь Звездная) Зельвенского района, титковцы разбили группу из 40 «бранденбуржцев», прежде овладевших жизненно важным мостом и державшим его до подхода немецких танков. Титкову помогли наши танкисты, случайно оказавшиеся рядом. Со стороны бой выглядел удивительно: друг в друга стреляли люди, перекликавшиеся по-русски, со звездами на пилотках, — рассказывает Войцевич, держа в руках ксерокопии документов из Центрального государственного архива Вооруженных Сил РФ. — Оставив 20 убитых, «бранденбуржцы» отошли (первый в истории полка случай), бросив пленных (тоже небывалое дело!). Допрошенные чисто говорили по-русски, поражая изумительным знанием даже жаргона (!) того времени. «Да, это не Франция», — сказал командир «Бранденбурга-800» фон Хиппель, узнав о потерях за первые месяцы войны в СССР.

Лейтенант Грасс в эфир не вышел…

ВТОРАЯ крупная осечка у «Бранденбурга-800» была на родине нашего собеседника-исследователя — под Полоцком. Ее признает в своих мемуарах даже немецкий генерал Герман Гейер, в полосе наступления корпуса которого действовала группа «бранденбуржцев». Сев на поезд под видом советских милиционеров на станции Фариново, десять солдат из «Нахтигааля» поехали в Дретунь, чтобы там перебить железнодорожников и сохранить состав для своих войск, наступающих с запада. Но мальчишка-кочегар услышал нечаянно оброненную иностранную фразу — лейтенант Адольф Грасс был этническим немцем — и сказал отцу-машинисту. Тот взял инициативу на себя, пустив поезд на тупике под откос. Ехавшие «верхом» на локомотиве враги разбились — в вещах «милиционеров» была найдена рация фирмы «Телефункен».

— Однако нужно признать: там, где «бранденбуржцам» получалось достичь эффекта внезапности, они брали свое, — говорит Сергей. — Так,  25 июня 1941 года взвод полка «Бранденбург», численностью 34 человека, под командованием лейтенанта Лекса, был десантирован в районе станции Богданово с целью захвата железнодорожных мостов через реку Березина. Вступив в бой, «бранденбуржцы», переодетые в советскую форму, заняли мосты и удерживали их. Правда, потеряли пять человек убитыми... Отбивая атаки танков и пехоты, диверсанты контролировали мосты до вечера 26 июня, когда к ним пробились немецкие мотоциклисты. Но, даже выполняя боевую задачу, на белорусской земле немцы несли такие потери, по сравнению с которыми проблемы в Голландии, Бельгии, Франции выглядели смешными.

Роковые наводки

ИЗ ВСЕХ контрмер против советских партизан — а в этом списке были и засылка предателей, и массовые прочесывания, и расстрел заложников — только рейды «Бранденбурга-800» приносили некоторый эффект. Благодаря массовому использованию маскировочных костюмов (типа современного «леший»), пистолетов и автоматов с глушителями, пулеметов, пробивающих стволы деревьев, спецназовцы фон Хиппеля наносили народным мстителям серьезный урон: «вскрывали» тропы снабжения продуктами, ловили из засад связных. А главное — наводили на партизанские отряды крупные силы СС и полиции. Достойный противник, что и говорить...

Точных данных о действиях «бранденбуржцев» против белорусских партизан нет — немецкий спецназ был так засекречен, что попросту не имел архива, все написанное после использования уничтожалось. Но мемуары бывших партизан подтверждают — окружения отрядов Ковпака  были организованы благодаря хорошо оснащенной разведке врага, читай — «Бранденбургу-800».

В воспоминаниях «Огненные рубежи» бывшего подпольщика и партизана Дмитрия Мельникова описан один из редких случаев, когда наши народные мстители взяли в плен «бранденбуржца». Причем летом 1943 года, когда диверсанты успели «перепрофилироваться» на борьбу с партизанами:

«…В наш отряд «Красный Октябрь» пришли вести, что немцы, готовясь к прочесыванию местности, скапливаются вокруг деревни Микулино (Смоленщина — Авт.). В окрестностях Матушово (уже Могилевщина — Авт.), что в нескольких десятках от первой, мы устроили засаду, решив, что ловцы на себя-то силков точно не ожидают. Рано утром в «капкан» попала вражеская разведка — 45 человек. 26 гитлеровцев в камуфляже положили на месте, а одного взяли в плен. На допросе выяснилось, что пленный принадлежал 9-й роте 800-го учебного полка особого назначения «Бранденбург», который специально готовился к боевым действиям на территории СССР.

Основную часть военнослужащих 3-го батальона этого полка составляли выходцы из России, Украины и Прибалтики, хорошо владевшие русским языком. Рота в количестве 300 человек действовала в составе специального отряда диверсантов под командованием капитана Муленгауэра.

Помню, комиссара отряда еле сдержали — хотел пристрелить предателя на месте. Через два дня пленного отправили самолетом на «большую землю», чтобы с ним разобрались в контрразведке «Смерш».

Конец «Бранденбурга»

...ПОСЛЕ общего перелома в ходе Великой Отечественной, в 1943-м, стало заметно падать и мастерство германского спецназа. Уровень подготовки снижался, иссяк поток предателей из числа военнопленных. Стало очень трудно восполнять все возрастающие потери. На стыке 1943—1944 годов ни о каких блестящих диверсионных операциях речи уже не шло. В 1944 году в судьбу «Бранденбурга» вмешалась... политика:  в апреле, по доносу в гестапо, был снят с должности генерал Пфульштейн. Спецназ «расчленили» и переподчинили ряду ведомств. Осенью «Бранденбург-800» становится обычной моторизированной дивизией, влившись в танковый корпус «Великая Германия», разбитый в Берлине в 1945-м.

— Я считаю, что все, кому небезразлично прошлое страны, должны помнить фразу мудреца Сунь Цзы: «Знай врага своего»! — резюмирует Сергей Войцевич...

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

Фото из личного архива Сергея ВОЙЦЕВИЧА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter