Советский спорт

16 лет спустя В итальянском доме Сергея Алейникова время течет незаметно.
16 лет спустя

В итальянском доме Сергея Алейникова время течет незаметно. Сразу двое часов "Сейко", полученные им за самые быстрые мячи на чемпионате мира 1986-го и чемпионате Европы 1988 годов, идут точно и никуда не спешат. Секунда, минута, час, год, годы, десятилетия... Попробуем остановить хотя бы мгновение.

16 лет назад, 18 июня 1988 года, лишь 2 минуты и 6 секунд понадобилось минскому динамовцу, чтобы дойти до штрафной, отобрать мяч у зазевавшегося Гленна Ходдла и распечатать ворота сборной Англии. Начало было положено, и сборную СССР стало не остановить. 3:1 в матче с британцами, и вот уже полуфинал чемпионата Европы. И снова победа, на этот раз над сборной Италии - 2:0. Именно тогда грозный Валерий Васильевич Лобановский зашел в раздевалку и рассказал игрокам то ли правду, то ли байку собственного сочинения. Мол, по дороге подслушал разговор Виалли и Манчини. "Ты мяч хоть раз за игру видел?" - спросил Виалли. "Не видел", - ответил ему партнер по нападению. - "И я не видел". Лобановский довольно улыбнулся.

Та советская сборная до сих пор видится эталоном мощи, сопряженной с изяществом. Вот только выиграть решающий матч в 1988-м ей не довелось. Не судьба. Ван Бастен тогда сам не понял, как забил, - и это выглядело знаком судьбы. А вот Беланов с пенальти промазал - и это уже ничем не выглядело, это было просто неудачей.

Возвращаясь сегодня к перипетиям тех встреч, трудно отделаться от мысли, что для советских футболистов чемпионат Европы в Германии превратился в своеобразный водораздел. До и после. "До" был чемпионат СССР, "Волги" по блату, коммунистическая партия, КГБ, "Лобановский против Бескова". А когда упал "железный занавес", появились "Ювентусы", "Феррари", Канары и даже нары.

В 1988-м мир менялся. В Берлине еще стояла стена, но футболисты, как и все советские люди, уже многое узнали, о многом прочитали. Объявленный в стране плюрализм наглядно можно было наблюдать на сборах команды, где игроки постоянно затевали споры о разных любопытных вещах. Вагиз Хидиятуллин вспоминает, что "грузины и армяне вообще целый бразильский сериал устроили. Они обсуждали национальность матери Сталина. На каждый сбор привозили какие-то вырезки и все пытались доказать друг другу правоту". В подтверждение наступления новых веяний стоит привести и такой факт. Пожалуй, впервые в истории советского футбола Валерий Лобановский настоял на том, что футболисты должны играть не только за честь флага, но и за хорошие деньги. И сборной сделали огромные по тем временам премиальные. По нескольку тысяч долларов за "положительный результат". Им считался выход из группы...

После чемпионата каждый из членов той советской сборной получил возможность поиграть в зарубежных клубах. Но вот что удивительно - в большинстве своем они (исключение составили наш Алейников и украинец Михайличенко) не достигли серьезных вершин. Череда скандалов и непонимания сопровождала Заварова, Дасаева, Беланова. Последнему до сих пор не удается избавиться от приклеенной к нему причинно-следственной связи с "русской мафией". Превратившийся в бизнесмена лучший футболист Европы 1986 года Игорь Беланов вместе со своими деловыми партнерами (один из которых - выходец из одесского "Черноморца" Геннадий Перепаденко) летом прошлого года вложили инвестиции в находившийся на грани финансового краха клуб "Виль". Через 9 месяцев, как и положено, появился первый результат - детище Беланова стало обладателем Кубка Швейцарии. Но тогда же в прессу были выброшены первые откровения: мол, власти местного кантона не дали рабочую визу приглашенному на роль главного тренера Александру Заварову, не позволили подписать контракты с "Вилем" нескольким футболистам из бывшего СССР, и вообще, "достали" эти бюргеры. В конце концов Беланов собрал вещи и уехал играть за ветеранов в матче памяти Валерия Лобановского.

А время бежит. Два года нет в живых Василича - легендарного тренера киевского "Динамо" и сборной СССР. Та трагедия поджидала прямо у кромки поля. В 1996 году умер столп обороны днепропетровского "Днепра" вице-чемпион Европы Иван Вишневский. Мы помним всех. Вот в мае отметил 70-летие помощник Лобановского на Евро-88 Юрий Морозов. Он серьезно болен, но, наверное, не случайно в день юбилея в его квартире пылали цветы, присланные с разных концов света его бывшими воспитанниками.

Кстати, любопытно взглянуть на то, где они теперь. Первый номер сборной Ринат Дасаев помогает Георгию Ярцеву на Евро-2004. Алексей Михайличенко, Анатолий Демьяненко, Олег Кузнецов работают в киевском "Динамо". Где-то там же передает мастерство начинающим вратарям Виктор Чанов. Геннадий Литовченко возглавляет харьковский "Металлист". Его харизматический друг Олег Протасов еще осенью руководил игрой греческого "Олимпиакоса" в Лиге чемпионов, но недавно получил отставку. Про Беланова я уже вспоминал. Заваров на днях принял приглашение возглавить казахстанский "Женис". Сергей Дмитриев, Тенгиз Сулаквелидзе и Вячеслав Сукристов - заметные личности в футбольном мире Питера, Тбилиси и Вильнюса. Вагиз Хидиятуллин в прошлом году был кандидатом в депутаты Госдумы, он также возглавляет профсоюз российских футболистов и тренеров. Василий Рац давно уже не Василий, а Ласло, живет в Будапеште, является представителем фирмы "Реалпласт". Виктор Пасулько осенью выведет сборную Молдовы на матч с белорусами. Два наших Сергея - Алейников и Гоцманов - соответственно в Италии и Штатах. Что они там делают? Ну как вы думаете, что? Живут, растят детей. Как, собственно, и Владимир Бессонов, и Сергей Балтача. Анна Бессонова - прима украинской художественной гимнастики, главная соперница дочери другого футболиста - россиянки Алины Кабаевой. Фанаты шутят, что великий "Бес" тренирует своего ребенка в упражнениях с мячом. А Балтачу на следующей неделе можно будет увидеть на кортах "Уимблдона". Его Елена - первая ракетка Великобритании. Конечно, когда Сергей Балтача в 1989 году стал первым советским футболистом, приехавшим играть в Англию, девочка Лена знать не знала, что ждет ее в будущем. А мы разве знали, что ожидает нас? Спустя несколько лет в Шотландии живущая по соседству подружка впервые позовет русскую Элен поиграть в теннис. Гейм, сет, матч... И теперь уже Елена Балтача, а не ее отец, приковывает к себе внимание.

Эй, "Сейко", что ты думаешь по этому поводу? Ты считаешь, что время бежит? Нет, сегодня мне кажется, что оно уже убежало.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter