Советские бренды: вчера и сегодня

«СВ» продолжает рассказ о самых знаменитых товарах, производившихся в Белорусской ССР
«СВ» продолжает рассказ о самых знаменитых товарах, производившихся в Белорусской ССР. Начало в прошлом номере и на сайте souzveche.ru.

МАЗ: всесоюзные строители


«Мы оба знали про маршрут,
Что этот «МАЗ» на стройках ждут, –
А наше дело – сел, поехал – ночь, полночь!»


Героем песни Владимира Высоцкого стал «МАЗ-500» – одна из самых популярных моделей Минского автомобильного завода. Первые опытные образцы появились в 1958 году. Первая серия сошла с конвейера в марте 1965 года. Выпускали легендарный грузовик почти тридцать лет и без него сложно представить себе советскую стройку.

Одной из главных фишек модели стало то, что грузовик можно было завести при полном отсутствии или неисправности электрооборудования – с толкача. Конструкторы при создании модели сознательно обошлись без каких-либо электрических элементов. Отсюда и особая надежность машины, ее живучесть.

Неудивительно, что такие качества нашли применение не только на гражданке, но и в армии, где «МАЗ-500» использовали, даже несмотря на отсутствие полного привода.


За ударный труд по разработке и выпуску «МАЗ-500» предприятие в 1966 году наградили орденом Ленина – высшей наградой СССР. Фото: Ю. ИВАНОВ/РИА Новости

ИСТОРИЯ

Минский автомобильный завод может вести свою историю еще со времен Великой Отечественной. С 1944 года здесь собирали грузовики, которые в качестве помощи союзникам посылали нам американцы. После Победы от производства заокеанских машин отказались и стали разрабатывать свои.

С 1947-го здесь выпускали «МАЗ-205» – тяжелый самосвал, который мог принять «на борт» шесть тонн груза. Эти машины были стране жизненно необходимы, ведь нужно было заново отстраивать лежавшие в руинах города. Да и про союзников не забывали – одна из первых партий самосвалов отправилась в Варшаву.

Почти сразу минчане, работавшие на заводе, стали перевыполнять планы: в 1951 году с конвейера сошли 25 тысяч машин вместо запланированных пятнадцати. Не отставали от рабочих и конструкторы, создавшие первый в мире 40-тонный самосвал «МАЗ-530». На Всемирной промышленной выставке ему присвоили высшую награду.


В одном ряду добрая половина продукции завода: и суперсовременные автобусы,
и самосвалы, и даже автокран. Фото: БелТА


СЕЙЧАС

Пережив непростые для каждого предприятия 1990-е, Минский автомобильный завод уверенно встал на ноги. Сейчас здесь сразу несколько больших направлений работы: минчане выпускают седельные тягачи, которые гоняют по всему СНГ целые автопоезда. Не забывают и о самосвалах, и о среднетоннажных грузовиках. Новые модели создаются с учетом европейских экологических требований.

Кроме того, в 1992 году создали подразделение завода по производству пассажирских автобусов. Сейчас на них можно прокатиться, пожалуй, в любом городе России. Крупный контракт с заводом подписал Санкт-Петербург, куда поставят более трехсот городских машин на газомоторном топливе. В Кишиневе в рамках проекта по модернизации городского автопарка и вовсе решили наладить сборку автобусов «МАЗ»: именно белорусские машины заменят устаревший транспорт в столице Молдовы.

Впрочем, не только в Кишиневе отдают предпочтение «МАЗам».

– Мы видим, что новые белорусские автобусы лучше показывают себя в эксплуатации, чем машины с пробегом из Германии, которые в свое время к нам гнали в большом количестве и на которых во многом держится местный общественный транспорт, – говорит заместитель директора Автопарка № 5 Саратова Олег Иванов.

Предприятие также запустило производство троллейбусов. Теперь минские «рогатые» колесят по улицам городов Беларуси, России, Украины, стран Балтии и Венгрии.

Фотоаппараты: главные объективы страны


В фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» есть такой момент: фотограф Орешников, роль которого исполнил Евгений Леонов, мечтательно разглядывает в витрине магазина новенький фотоаппарат «Зенит-6». Только вот рядом с блестящей камерой красуется кусачий ценник – 400 рублей.


Свою надежность в экстремальных условиях камеры подтверждали. Даже медведи им нипочем!
Фото: Анатолий ГРАХОВ/ТАСС

Стоили легендарные «Зениты» действительно недешево. Так, самый массовый советский фотоаппарат «Зенит-Е» обходился советским гражданам в плюс-минус сто целковых в зависимости от объектива. И это притом, что никаких особых наворотов у камеры не было. Зато чем могли похвастаться, так это надежностью. Большинство моделей, а их конструкторы создали несколько десятков, исправно работали и в жару, и в холод.

Неудивительно, что даже сейчас многие фотографы предпочитают современным навороченным зеркалкам пленочные «Зениты».

ИСТОРИЯ

Знаменитые на весь мир фотоаппараты разработали не в Беларуси. Белорусское оптико-механическое объединение, расположенное в Вилейке, подхватило производство «Зенитов», которое начали на Красногорском механическом заводе под Москвой.


Фанатом марки был и знаменитый рок-музыкант Юрий Шевчук.
Фото: Антон БЕЛИЦКИЙ/ТАСС
С 1970-х здесь производили несколько моделей, в том числе тот самый «Зенит-Е». Впрочем, инженеры белорусского предприятия создали и свои модели: «Зенит 130» и «Зенит-21XS».

– Помню, многие старались достать камеры красногорской сборки, вроде как они считались лучше. Мы с товарищем купили почти одновременно одинаковые «Зениты», только у меня белорусский, а у него подмосковный. Так его и трех лет не продержался, а мой до сих пор живой, – вспоминает алма-атинский фотограф Константин Исаев.

Произведенные в Беларуси модели продавали не только на территории СССР. Советскую фототехнику брали и в таких странах, как Германия, Франция и даже США с Японией, где собственных камер было навалом.

СЕЙЧАС

К сожалению, легендарную камеру сняли с производства и в России, и в Беларуси: оказалось просто невозможно сделать фотоаппарат конкурентоспособным без резкого увеличения его стоимости. О чем, надо сказать, жалеют многие фотолюбители. Время от времени возникают идеи возродить легендарную марку, но до конкретных разработок дело не доходит. Хотя, если учесть, сколько стоят современные «кэноны» и «никоны» с полным набором примочек, даже подорожавший «Зенит» мог бы составить им неплохую конкуренцию.

Что касается БелОМО, то предприятие продолжает работать, в том числе и с оптикой. Теперь здесь выпускают бинокли, прицелы для стрелкового оружия и даже приборы ночного видения. Нашли разработки инженеров и более мирное применение: на заводе делают медицинские микроскопы и специальные очки для хирургов и стоматологов, которые позволяют рассмотреть мельчайшие детали.

Впрочем, каталог продукции у компании и без этого очень разнообразный. Здесь и энергосберегающие лампы, и соковыжималки, и бытовые счетчики газа.

«Коммунарка»: «Белорусская картошка»


Из поездок положено привозить гостинцы. Из Астрахани – рыбу и икру, из Тулы – пряники. В Минске, как мы уже вспоминали, производилось огромное количество техники. Но холодильник на поезде не повезешь, да и на фотоаппарат не всегда найдутся деньги. Одним из главных гостинцев белорусской столицы стали конфеты.


К Олимпиаде-80 выпустили специальные подарочные наборы. И вот так мило их рекламировали.
Фото: Е. КОЗЮЛЯ/ТАСС


Кондитерские фабрики имелись во многих городах Советского Союза, но обслуживали они, как правило, ближайшие регионы. Достать где-нибудь в Сибири минские конфеты фабрики «Коммунарка» было задачей не из легких. Поэтому жители советских республик, побывавшие здесь в командировке или на отдыхе, увозили конфеты огромными сумками.

– В 1985 году папа привез из командировки в Гомель мешок конфет. Мне было семь лет, отродясь столько сладкого не видела. В нашем городе тогда в магазинах только карамельные подушечки с повидлом внутри продавались, их в народе «дунькина радость» называли. А тут настоящий шоколад, разноцветные обертки... Мама, конечно, в вазочку положила, а остальное спрятала. Но мы с сестрой нашли тайник. И так тогда объелись, что нас пришлось в больницу везти с диатезом, – рассказывает иркутянка Светлана Клименко.

ИСТОРИЯ

Появилась минская фабрика еще до основания СССР. В 1905 году выдали торговое свидетельство «Кофейня с кондитерскими продуктами, пекарня кондитерских продуктов Георгия Викентьевича Рачковского». Бизнес пошел в гору, предприятие росло. После гражданской войны на ее базе и решили открыть кондитерское производство.

В 1935 году здесь создали первые оригинальные конфеты – «Белорусская картошка» (на фото). Есть у белорусов и своя «Аленка» – аналог знаменитой плитки производства «Красного Октября». Продукт «Коммунарки» называется «Любимая Аленка». Причем это не подделка или имитация: рецепт обеих шоколадок создавался в 1965–1966 годах, и разница в них небольшая. Обертку белорусского лакомства тоже украшает девочка в платке. Наверное, только за счет больших мощностей предприятия московская «Аленка» стала популярнее своей тезки.


Продукция фабрики традиционно пользуется спросом как в Беларуси, так и за пределами страны.
Фото: БелТА


СЕЙЧАС

За год нынешняя «Коммунарка» делает 25 тысяч тонн сладостей, в ассортименте фабрики более двухсот наименований. Особо здесь гордятся использованием исключительно натурального сырья. На тех конфетах, что удовлетворяют всем требованиям, ставят знаки «Постный продукт» или «Халяльная продукция».

Сейчас на производстве реализуют программу модернизации, устанавливают новое оборудование. С его помощью руководство фабрики рассчитывает нарастить объемы производства и увеличить прибыль. Как и у многих других белорусских компаний, основным направлением для экспорта у «Коммунарки» является Россия и страны СНГ. Но есть поставки в Германию, Израиль и даже США. Технологи работают над новыми рецептами, но и традиции здесь чтут: «Белорусская картошка» и «Любимая Аленка», с которой начиналась история фабрики, до сих пор в производстве.

Дмитрий КОЗУРОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter