Совет Республики активизирует взаимодействие с органами местного самоуправления

Об этом заявил Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Геннадий Новицкий при подведении итогов тематического семинара, который прошел в Гомельской области. Местное самоуправление занимает одну из центральных позиций во взаимоотношениях между государством и обществом. Именно в данной социально-экономической ситуации этот общественно-политический институт играет ключевую роль в укреплении государственности. Геннадий Новицкий ответил на вопросы корреспондента “НГ”.

Об этом заявил Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Геннадий Новицкий при подведении итогов тематического семинара, который прошел в Гомельской области. Местное самоуправление занимает одну из центральных позиций во взаимоотношениях между государством и обществом. Именно в данной социально-экономической ситуации этот общественно-политический институт играет ключевую роль в укреплении государственности. Геннадий Новицкий ответил на вопросы корреспондента “НГ”.

 — Геннадий Васильевич, какова была цель семинара?
 — Начну с того, что во время рабочей встречи в ноябре прошлого 2004 года Президент страны поставил перед верхней палатой парламента ряд принципиально важных задач. Одна из них касалась в целом повышения уровня взаимоотношений с местными Советами депутатов. Глава государства особо обратил наше внимание на перенос центра тяжести работы с населением на низовой уровень, то есть на уровень сельских и поселковых Советов депутатов.
Поэтому необходимость проведения семинара и была продиктована потребностями углубления нашего взаимодействия с органами местного самоуправления, повышения эффективности деятельности представительной и исполнительной власти на местах.
— Какие вопросы обсуждали участники семинара?
 — В первую очередь разговор шел о том, как повысить роль органов местного самоуправления в развитии территорий и решении острых проблем жизнеобеспечения простых людей. В сельской местности сегодня проживает около 3 миллионов человек. Именно в глубинке остается множество до конца не разрешенных проблем социально-экономического характера.
— Очевидно, что задачи по улучшению благосостояния народа, на которые нацеливает глава государства, успешно решаются там, где существует тесное взаимодействие между исполнительной и представительной ветвями власти.
— Безусловно. На Гомельщине, следует отметить, сотрудничество представительной и исполнительной власти развивается продуктивно. Оно достигается благодаря четкому соблюдению принципа невмешательства в функции друг друга и осуществляется по ряду направлений. Это выработка подходов и согласование позиций на стадии проработки документов, практика совместного нормотворчества, взаимодействие при разработке программ социально-экономического развития региона. Одним словом, речь идет лишь о размежевании их функций, форм и методов работы при решении единых целей, связанных с развитием административных территорий. Ведь местный уровень власти — самый короткий и прямой путь к решению насущных проблем граждан. На это направление особое внимание обратил Президент страны во время выступления в парламенте 17 ноября 2004 года. Он подчеркнул, что “власть должна повернуться лицом к человеку и жить заботами, прежде всего простых людей...”
Поэтому создание сильной и дееспособной местной власти — для нас стратегически важный участок государственной деятельности. Именно здесь мы обязаны эффективно сотрудничать.
— Каковы, на ваш взгляд, приоритеты совместной работы органов местного управления и самоуправления?
— Пожалуй, одним из основных приоритетов является всестороннее отслеживание происходящих процессов и своевременное устранение завалов и камней, мешающих нашему продвижению вперед. Речь идет о выработке механизмов инициирования органами местного управления и самоуправления правового и организационного разрешения насущных проблем простых людей.
Важным направлением, на мой взгляд, является внедрение системы социальных стандартов и работа по их поддержанию. Это обеспечит удовлетворение основных потребностей человека и в целом улучшит благосостояние сельского населения. С удовлетворением хочу отметить, что, несмотря на серьезные последствия аварии на Чернобыльской АЭС, социальные стандарты уже внедрены в Наровлянском, Брагинском, Ветковском, Добрушском, Светлогорском, Хойникском и Чечерском районах.
— Какие первоочередные задачи в связи с этим стоят перед органами местного управления и самоуправления?
— Прежде всего предстоит создать достойные условия жизни и труда для сельского населения, решить текущие и перспективные вопросы его жизнеобеспечения. На это, кстати, нацеливает Государственная программа возрождения и развития села на 2005—2010 годы. Она в первую очередь предусматривает улучшение демографической ситуации на селе, обеспечение занятости, увеличение доходов крестьян, повышение качества социально-культурного и жилищно-коммунального обслуживания, дальнейшее наращивание объемов сельскохозяйственного производства.
Как видим, программа имеет прямой выход на каждого человека, рассматривает в единой связи решение производственных, бытовых, нравственных, культурных и других проблем жизнеобеспечения сельских жителей. Документ обязывает местные Советы депутатов базового и первичного уровней с учетом особенностей развития территорий и существующих проблем участвовать в реализации общенациональной задачи — возрождения села.
— Геннадий Васильевич, можно ли сказать, что проведение семинара окончательно убедило вас в необходимости усиления роли местных Советов депутатов в решении вопросов жизнеобеспечения территорий?
— Население со своими наболевшими вопросами обращается, как правило, в сельский Совет и к руководителям сельскохозяйственных организаций и получает необходимую поддержку. Это показало ознакомление с работой ряда объектов Гомельской области. Сложившаяся здесь система взаимодействия органов местного управления и самоуправления с хозяйствующими субъектами при решении проблем местного значения заслуживает поддержки.
Мы пришли к выводу, что для оказания эффективной помощи населению в выполнении сельскохозяйственных работ, благоустройстве населенных пунктов, заготовке топлива, а также в сфере жилищно-коммунального и бытового обслуживания необходимо более активно создавать при сельских и поселковых Советах депутатов хозрасчетные предприятия. Есть такие примеры и на Гомельщине. В большинстве своем опыт их создания себя оправдывает.
При этом хочу отметить, что по инициативе Совета Республики с 1 января текущего года законодательно закреплена государственная поддержка организаций, выполняющих работы (услуги) физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство на селе. Их деятельность льготируется при оплате ими отдельных налогов и сборов. Урегулирован также вопрос отпуска этим организациям топлива на льготных условиях.
— Какая проблема глубинки, как наиболее актуальная, была обозначена участниками семинара?
— По-прежнему важным остается своевременное и качественное рассмотрение обращений граждан. Люди должны получать от местных органов власти обстоятельные ответы на свои запросы. К сожалению, как показывает анализ работы Совета Республики с обращениями граждан, около семидесяти процентов из них должны были решаться именно на местном уровне.
— Каким образом можно исправить эту ситуацию?
— На мой взгляд, исполнительной власти и местным Советам депутатов необходимо работать более тесно. Считаю необходимым шире организовывать бесплатную правовую помощь населению. К этому следует привлекать работников правоохранительных органов, адвокатуры, нотариальных контор, служб исполкомов и профильных комиссий Советов депутатов всех уровней. Это позволит уменьшить количество обращений граждан в вышестоящие органы. Подобная практика внедряется уже в Минской области.
— Если я вас правильно понял, Геннадий Васильевич, люди должны видеть, как работают их избранники, насколько они знают проблемы своих избирателей.
— Да, знать нужды населения, своевременно на них реагировать — важнейшая задача местных органов власти. На мой взгляд, рассмотрение социально-экономических вопросов в трудовых коллективах должно проходить при активном участии депутатов всех уровней и членов Совета Республики. В Послании к белорусскому народу и Национальному собранию глава государства сделал на это особый упор.
Кроме того, на заседаниях исполкома должно стать обязательным участие председателя соответствующего Совета депутатов, равно как и председателя исполкома в работе этого Совета депутатов.
— Каковы, на ваш взгляд, основные формы взаимодействия верхней палаты парламента с местными Советами депутатов?
— Предпринятыми Советом Республики мерами организационного и содержательного характера складывается определенная система взаимоотношений с органами местного самоуправления. Члены Совета Республики и его Президиума регулярно бывают в трудовых коллективах и в местных Советах депутатов. В первую очередь поддержка оказывается сельским Советам. Они, как показывает практика, берут на себя основную тяжесть проблем жителей белорусской глубинки.
Только в первом квартале текущего года с непосредственным участием сенаторов состоялось более 30 процентов сессий местных Советов депутатов всех уровней. Это позволяет нам отслеживать эффективность применения законов на практике, а на этой основе вносить предложения по совершенствованию действующего законодательства.
В законодательных актах предусмотрен ряд мер по созданию стабильной системы местной власти, а главное — более близкой и доступной людям, менее бюрократизированной.
Думаю, что наработки, полученные в ходе семинара, позволят вырабатывать согласованные предложения по совершенствованию системы самоуправления и повышению роли местных Советов депутатов в решении проблем регионов. От этого наши люди только выиграют.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter