«Совестливые» деньги

Белорусскому бизнесу не чужда социальная ответственность

Белорусскому бизнесу не чужда социальная ответственность.

Обычно экскурсия по крупному предприятию начинается с лязга-грохота цехов, а заканчивается осмотром «мирных» объектов социальной инфраструктуры. Частично они находятся на балансе субъекта хозяйствования, частично — муниципальных властей, но возводили их с непосредственным финансовым участием производственников. Отечественную экономику не раз критиковали за повышенное внимание к «социалке». Мол, красивые столовые, ведомственные кафе, общежития, детские сады, поликлиники, спонсирование спортивных и культурных объектов – непроизводственные расходы. Однако на Западе социальная сфера рассматривается не как дополнительные издержки и «нагрузка»  на прибыль,  а  обязательная  составляющая обеспечения бизнеса. Например, одним из условий сотрудничества Европейского банка реконструкции и развития с другими финансовыми институтами является соблюдение ими социальных и экологических стандартов. По этой проблематике ЕБРР регулярно организует тренинги для сотрудников своих банков-партнеров в Беларуси. Недавно такой семинар прошел в ЗАО «Минский транзитный банк».

Смотреть на западный бизнес через розовые очки, конечно, не стоит. Прибыль так и осталась основной целью коммерции. Но подходы к извлечению доходов кардинально поменялись со времен Карла Маркса. Впрочем, и мировая экономика кардинально трансформировалась. Чаще всего приходится работать в условиях дефицита ресурсов: сырьевых, энергетических, трудовых… Именно человеческий фактор выходит на приоритетные позиции. Это в прошлом столетии технологии и оборудование давали неоспоримые преимущества на рынке. В современных условиях вне конкуренции фактор эффективности труда. Забота о собственном коллективе и окружающем социуме превратилась из меценатско-благотворительной инициативы в насущную потребность. Если бизнес не соблюдает эти правила, то подвергает себя весьма серьезным рискам.

— Для бизнеса особенно острыми сегодня становятся вопросы сокращения штатов, сохранения приемлемой оплаты и условий труда, поддержания достойных трудовых отношений, — утверждает специалист-эколог  управления  экологии и устойчивого развития  ЕБРР Полина Пименова (Великобритания). 

— Банкам в данной ситуации необходимо быть более прагматичными, в том числе и в оценке экологических и социальных рисков, учитывать их не отдельно, а как часть общей оценки финансируемых ими проектов.

Например, сельское хозяйство, по оценкам ЕБРР, во всем мире отличается достаточно высокой степенью социальных рисков. Здесь чаще, чем на других производствах используется физический труд, да и в принципе работа тяжелая. Вывод напрашивается сам собой: чтобы привлечь в агросектор инвестиции, необходимо улучшить жизнь сельских жителей: предложить достойные условия труда и зарплату, социальную инфраструктуру, цивилизованные бытовые условия…

Впрочем, в Беларуси все это уже давно делается в рамках Государственной программы возрождения и развития села. С экономической точки зрения агрогородки — не «показуха» и не «красивая игрушка», а один из факторов привлечения инвестиций. И зарубежных, и внутреннего частного капитала.

Подходы по оценкам перспективности коммерческих проектов в республике и за рубежом уже мало чем отличаются. И в «развалины» никто вкладывать средства не будет.

Самое интересное, что современные непростые условия должны не «заморозить», а дать новый толчок внедрению принципов социальной и экологической ответственности.

— В момент кризиса возрастает вероятность того, что предприятия попытаются сэкономить, — говорит глава представительства ЕБРР в Беларуси Валдас Виткаускас. — Эта экономия может обернуться штрафами, потерей репутации, а также потерей рынков сбыта. Особенно тех, на которых существуют жесткие экологические стандарты.

Кризис пройдет, а знания, полученные во время обучения, и системы, которые внедрятся в работу банков, останутся и будут использоваться в работе долгие годы.

Другими словами, решить сиюминутную производственную задачу и «засветиться» в неблаговидном деле — не проблема.

— Социальная ответственность — достаточно новое понятие, и, вполне возможно, что кто-то может ошибаться в его определении, говорит Полина Пименова. — Но, на наш взгляд, белорусский бизнес и так уже делает многое из того, что является социальной ответственностью: это ответственность по отношению к сотрудникам, создание достойных рабочих мест, нормальные трудовые отношения, баланс между работой и личной жизнью. Многие из этих аспектов присутствуют в белорусском бизнесе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter