Совесть «импортной» арифметики

Иногда кажется, что символ нашей мелкорозничной торговли — плачущий Меркурий в обносках...

Если цены формировать по-честному, повышение ввозных пошлин на потребителе не скажется

Персонаж одного из анекдотов умел только отнимать и делить. Точно так же иной раз кажется, что предприниматели на отечественных рынках владеют только одним арифметическим действием — умножением. Причем на целые числа. Сначала взвинтили цены под маркой разовой девальвации. Сейчас появился новый повод говорить о повышение ввозных таможенных пошлин на некоторые импортные товары. То ли с арифметикой у людей не все в порядке, то ли с совестью. Возможно, и с тем и с другим.

Иногда кажется, что символ белорусской мелкорозничной торговли — плачущий Меркурий в обносках. Ну такие торговцы на рынках вечно бедные! И торгуют постоянно себе в убыток. Еще в прошлые годы удивлялся: на родном «Динамо» джинсы более чем средних потребительских качеств стоят $ 50 — 80, а в Турции — 10. И это в розницу. Оптовый ценник и того ниже. Откуда «приплыла» такая дороговизна в нашу страну? В ответ лишь невразумительные объяснения: мол, аренда высокая, налоги жмут… Постепенно потребитель стал разбираться что к чему. Квадратный метр торговых площадей в минских торговых центрах — в среднем 10 евров месяц. Площадь большинства «конурок» хорошо, если на 15 «квадратов» потянет. Пять евро в день получается. Да и налоги для рыночной торговли далеко не заоблачные. Откуда же такие издержки?! На парковках рядом с рынком стоят авто. Жигулей и запорожцев нет. Сплошь иномарки, и не самые худшие среди «бэушек».

Да, разбаловал отечественный частный ритейл стабильно высокий рост доходов населения. Торговля всегда считалась услугой. На белорусских рынках лично мне последние несколько лет она напоминает процесс «заколачивания бабок». Продавцы стоят, зевают, бегают к соседям поболтать — иного владельца палатки устаешь ждать, другие еще и выпьют пару чарок во время обеда… Ладно бы за копейки товар отдавали. Так нет же, дерут с покупателей три шкуры. Недаром еще в прошлом безоблачном году люди стали нацеливать свой шопинг на гипермаркеты и универмаги. Тепло, уютно, цены, по крайней мере на одежду, не выше, а если распродажи , то и намного ниже, чем на рынках и в торговых центрах. Да и продавцы приветливее, и выбор больше. После покупки появляется ощущение оказанной услуги.

Конечно, либерализация условий ведения бизнеса — процесс крайне позитивный. Но как потребителю мне иногда кажется, что от дарованного им права свободного ценообразования иные реализаторы теряют связь с реальностью. И плевать хотели на конъюнктуру рынка. С повышением таможенных пошлин тоже интересная история получилась. Не успели их увеличить на бытовую технику, как хор предпринимательских голосов затянул, что придется поднимать цены в два раза. Но тариф на ввоз, скажем, телевизоров увеличился в два раза — с 20 % до 40. Правда, и налог на добавленную стоимость увеличится. Но напомню — он составляет 18 %. Значит, ценник для конечного потребителя должен «плюсануть» максимум на 25 %!

Кстати, недавно в своем интервью более чем лояльно относящийся к предпринимателям Леонид Заико поделился своими путевыми наблюдениями. Одно из его впечатлений от Центральной Европы — страшная дешевизна. Аналитик утверждает, что некоторые товары стоят в 5 — 10 раз дешевле, чем в Беларуси. При таком падении наш потребитель импорта вообще таможенной ставки чувствовать не должен. Ноль на сколько ни умножай, он все равно нолем останется. Либо Леонид Заико несколько преувеличил масштабы дешевизны Запада или дороговизны Беларуси, либо на импортных поставках предприниматели получают сверхприбыли на прозаических торговых операциях.

Возможно, несколько утрирую. Но стоимость той же бытовой техники, да и многих других потребительских товаров, значительно снизилась на международных рынках. Поэтому на потребителе повышение ввозных пошлин сказаться не должно. Если цены формировать по-честному. Странно, но немалое количество торговцев ищут дорогой, а не дешевый товар. Доход, выраженный в процентах, одинаковый, но чем больше нулей на ценнике — тем выше прибыль в рублевом эквиваленте с каждой реализованной единицы. Высокая стоимость товара покрывает низкие объемы продаж. Вот и вся арифметика.

В некоторой степени повышение таможенных пошлин — бремя, возложенное не на конечных покупателей, а на импортеров. Норма прибыли и общая мировая ценовая конъюнктура, в принципе, позволяют оставить розничные цифры на ярлычках на прежнем уровне. И это — хорошая проверка совести продавцов.

Конечно, барьеры во внешней торговле — не самая популярная мера. Но такова жизнь. Каждый старается оптимизировать спрос и предложение на собственных рынках, скорректировать другие макроэкономические и кредитно-финансовые показатели в оптимальную сторону. И препоны для чужих товаров выстраивают многие государства. От этого и белорусский экспорт страдает. Отечественной продукции приходится продираться на внешние рынки через различные заслоны. И тарифные, и сугубо административные. Попробуйте в Европу организовать поставки. Сертификация, регистрация, куча других процедур. Даже соседняя Россия гнет в этом вопросе политику исходя из близости к телу своей рубашки, а не союзной. Россельхознадзор белорусские перерабатывающие предприятия уже изучил лучше, чем собственные.

Полностью распахивать свои двери для импорта в такой ситуации — непозволительная роскошь. Конечно, Беларусь, как и все мировое сообщество, выступает за свободную торговлю. Но таковая существует пока только в меморандумах, конвенциях да учебниках по экономике. Насколько ни будь теория красива, но без практики она мертва. Значит, приходится подстраиваться под реалии. А они требуют гибкой политики в формировании таможенных тарифов: чтобы поддержать отечественного производителя, не допустить девальвации национальной валюты, обеспечить наполнение бюджета для выполнения социальных обязательств. Привлечь инвестора, наконец. Редкий капиталист будет вкладывать серьезные средства в производство продукции, когда на рынке окопался редутами дешевый импорт. Любой промышленности прежде всего необходим спрос. Кроме того, высокие таможенные пошлины — мера временная. Они введены на срок 6 и 9 месяцев, в зависимости от товарных позиций. В крайнем случае, можно потерпеть и отложить до конца года приобретение новой дорогой плазменной панели и стиральной машинки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter