Недавно в Великобритании семь лет тюрьмы получил работорговец из Украины, нелегально поставлявший рабочую силу на рыбоперерабатывающие предприятия Шотландии. Он забирал у своих жертв паспорта, составлял кабальные договоры. В результате за пять лет пребывания в Соединенном Королевстве нажил состояние в 10 миллионов фунтов стерлингов, имел роскошную виллу, ездил на дорогих автомобилях.
Пример, к сожалению, далеко не исключительный. С древних времен промысел живым товаром считался делом очень прибыльным. Прогрессивная часть общества вела с этим борьбу. Тем не менее торговля людьми так и не канула в Лету. Просто некогда официально узаконенный вид деятельности переместился в область так называемого нелегального криминального бизнеса. Почему же столь позорное явление оказывается необычайно живучим? Вот и в Библии говорится: когда Господь хотел кого–то наградить, даровал земли вместе с рабами. Ежели наказывал — испепелял владения, также с рабами. Неужели подобная зависимость человека поощряется свыше? Как церковные постулаты трактуют проблему? Ответы на эти непростые вопросы дает настоятель минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелев.
— В Библии сказано совершенно четко: даже волос с головы человека без воли Божией не упадет. Это же касается и истории человечества в целом. Да, известен этап в развитии, который мы называем рабовладельческим строем. Но посмотрите, Господь Иисус Христос пришел в мир как раз тогда, когда в самой цивилизованной на тот период стране, Римской империи, отношения в обществе предельно извратились. В частности, раб человеком не считался, ценился дешевле скотины. Верхушка же общества спивалась, погрязла в разгуле.
Иисус явился предотвратить деградацию и нравственный упадок. Но Господь пришел не как военачальник или грозный судия. Он предстал в смиренном облике. Учение его тогда не просто удивляло — казалось невозможным. Потому что Господь сказал: для Бога нет ни мужского пола, ни женского, ни эллина, ни иудея, ни раба, ни господина — перед ним все равны. Этот принцип живет в церкви по сей день.
— Рабство, в том числе и современное, предполагает жесткую личную зависимость человека.
— Сейчас сложилась неприемлемая ситуация. Торговля женщинами или похищения людей в зонах военных конфликтов, когда их силой удерживают в каких–то жутких ямах, норах, заставляют годами обитать в темных подвалах, — это бесчеловечно. Так поступают, по нашему определению, одержимые. Одержимые наживой. Они обязательно получат наказание, будут гореть в адском пламени.
— Вы считаете, мы наблюдаем упадок нравственности и морали?
— Безусловно. Я бы сказал, сегодня мы стали хуже. Нормальные люди сопереживают чужому горю, сочувствуют. Но когда ставится цель только заработать больше денег, судьба ближнего уже не интересует. В нашем случае это касается не только участи той же попавшей в беду девушки. Страшна трагедия родителей, растивших, оберегавших и утративших свое дитя.
Недавно обнаружил, что из современных словарей практически исчезло слово «целомудрие». Видимо, умерло само это понятие, стало непонятным и ненужным для новых поколений. Сострадание, сопереживание тоже уже записывают в устаревшие категории. Итоги такого озлобления плачевны. Ведь как бы ни мутировало общество внешне, человек по–прежнему раним, любит, страдает и плачет.
— Некоторые женщины попадают в сексуальное рабство обманным, криминальным путем. Но есть и те, кто таким образом пытается помочь своей семье материально выжить — заработать на лекарства родителям, содержание ребенка. Могут ли они рассчитывать на некое оправдание?
— Нет, оправдания им не находим. Управлять собой — нормальное состояние человека. Пример наших матерей и бабушек подтверждает это. После войны они жили в землянках, голодали вместе со своими детьми. Однако проблем, подобных сегодняшним, тогда не возникало. Искусственно нагнетаемая нервозность: мол, из–за тяжелого материального положения детей не можем себе позволить или надо идти на панель — все это неправда. Когда женщина прикрывается материальными трудностями как щитом, это страшный грех.
Есть еще одно серьезное обстоятельство, о котором нельзя умолчать. Хлынувшие на Запад граждане, о которых идет речь, своим недостойным поведением позорят не только себя лично, но и страны, где родились, откуда приехали.
— Что тогда значит, по-вашему, быть счастливым?
— Многие из нас, пришедших в Церковь, ранее жили традиционной мирской жизнью. Я, например, был архитектором, знать не знал, что стану священником. И сравнивая ту жизнь и нынешнюю, могу сказать: у меня изменилось внутреннее отношение к окружающему миру, изменилось понятие о счастье.
Тогда, много лет назад, у меня была интересная работа. В студенческие годы даже играл в достаточно известных молодежных музыкальных ансамблях — в своем окружении считался чуть ли не звездой. Я выступал на сцене, вокруг тысячи людей, музыка, свет прожекторов. После концерта — сплошное веселье, казалось бы. А внутренне одолевала тоска и непонятная депрессия.
Когда сейчас читаю, что идол многих Робби Уильямс сидит на антидепрессантах, не удивляюсь. Человек бывает счастлив и несчастлив при любых обстоятельствах, независимо от того, богатый он или бедный, инвалид или здоровый, начальник или подчиненный. Господь каждому дал свободу выбора и подсказку по жизни — совесть. Нам также дано знание, что плохо, что хорошо. Но выбирать мы должны сами.
Совесть и сострадание не канут в Лету
Неужели подобная зависимость человека поощряется свыше? Как церковные постулаты трактуют проблему? Ответы на эти непростые вопросы дает настоятель минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелев.