Совесть и сострадание не канут в Лету

Неужели подобная зависимость человека поощряется свыше? Как церковные постулаты трактуют проблему? Ответы на эти непростые вопросы дает настоятель минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелев.
Недавно в Великобритании семь лет тюрьмы получил работорговец из Украины, нелегально поставлявший рабочую силу на рыбоперерабатывающие предприятия Шотландии. Он забирал у своих жертв паспорта, составлял кабальные договоры. В результате за пять лет пребывания в Соединенном Королевстве нажил состояние в 10 миллионов фунтов стерлингов, имел роскошную виллу, ездил на дорогих автомобилях.

Пример, к сожалению, далеко не исключительный. С древних времен промысел живым товаром считался делом очень прибыльным. Прогрессивная часть общества вела с этим борьбу. Тем не менее торговля людьми так и не канула в Лету. Просто некогда официально узаконенный вид деятельности переместился в область так называемого нелегального криминального бизнеса. Почему же столь позорное явление оказывается необычайно живучим? Вот и в Библии говорится: когда Господь хотел кого–то наградить, даровал земли вместе с рабами. Ежели наказывал — испепелял владения, также с рабами. Неужели подобная зависимость человека поощряется свыше? Как церковные постулаты трактуют проблему? Ответы на эти непростые вопросы дает настоятель минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелев.

— В Библии сказано совершенно четко: даже волос с головы человека без воли Божией не упадет. Это же касается и истории человечества в целом. Да, известен этап в развитии, который мы называем рабовладельческим строем. Но посмотрите, Господь Иисус Христос пришел в мир как раз тогда, когда в самой цивилизованной на тот период стране, Римской империи, отношения в обществе предельно извратились. В частности, раб человеком не считался, ценился дешевле скотины. Верхушка же общества спивалась, погрязла в разгуле.

Иисус явился предотвратить деградацию и нравственный упадок. Но Господь пришел не как военачальник или грозный судия. Он предстал в смиренном облике. Учение его тогда не просто удивляло — казалось невозможным. Потому что Господь сказал: для Бога нет ни мужского пола, ни женского, ни эллина, ни иудея, ни раба, ни господина — перед ним все равны. Этот принцип живет в церкви по сей день.

— Рабство, в том числе и современное, предполагает жесткую личную зависимость человека.

— Сейчас сложилась неприемлемая ситуация. Торговля женщинами или похищения людей в зонах военных конфликтов, когда их силой удерживают в каких–то жутких ямах, норах, заставляют годами обитать в темных подвалах, — это бесчеловечно. Так поступают, по нашему определению, одержимые. Одержимые наживой. Они обязательно получат наказание, будут гореть в адском пламени.

— Вы считаете, мы наблюдаем упадок нравственности и морали?

— Безусловно. Я бы сказал, сегодня мы стали хуже. Нормальные люди сопереживают чужому горю, сочувствуют. Но когда ставится цель только заработать больше денег, судьба ближнего уже не интересует. В нашем случае это касается не только участи той же попавшей в беду девушки. Страшна трагедия родителей, растивших, оберегавших и утративших свое дитя.

Недавно обнаружил, что из современных словарей практически исчезло слово «целомудрие». Видимо, умерло само это понятие, стало непонятным и ненужным для новых поколений. Сострадание, сопереживание тоже уже записывают в устаревшие категории. Итоги такого озлобления плачевны. Ведь как бы ни мутировало общество внешне, человек по–прежнему раним, любит, страдает и плачет.

— Некоторые женщины попадают в сексуальное рабство обманным, криминальным путем. Но есть и те, кто таким образом пытается помочь своей семье материально выжить — заработать на лекарства родителям, содержание ребенка. Могут ли они рассчитывать на некое оправдание?

— Нет, оправдания им не находим. Управлять собой — нормальное состояние человека. Пример наших матерей и бабушек подтверждает это. После войны они жили в землянках, голодали вместе со своими детьми. Однако проблем, подобных сегодняшним, тогда не возникало. Искусственно нагнетаемая нервозность: мол, из–за тяжелого материального положения детей не можем себе позволить или надо идти на панель — все это неправда. Когда женщина прикрывается материальными трудностями как щитом, это страшный грех.

Есть еще одно серьезное обстоятельство, о котором нельзя умолчать. Хлынувшие на Запад граждане, о которых идет речь, своим недостойным поведением позорят не только себя лично, но и страны, где родились, откуда приехали.

— Что тогда значит, по-вашему, быть счастливым?

— Многие из нас, пришедших в Церковь, ранее жили традиционной мирской жизнью. Я, например, был архитектором, знать не знал, что стану священником. И сравнивая ту жизнь и нынешнюю, могу сказать: у меня изменилось внутреннее отношение к окружающему миру, изменилось понятие о счастье.

Тогда, много лет назад, у меня была интересная работа. В студенческие годы даже играл в достаточно известных молодежных музыкальных ансамблях — в своем окружении считался чуть ли не звездой. Я выступал на сцене, вокруг тысячи людей, музыка, свет прожекторов. После концерта — сплошное веселье, казалось бы. А внутренне одолевала тоска и непонятная депрессия.

Когда сейчас читаю, что идол многих Робби Уильямс сидит на антидепрессантах, не удивляюсь. Человек бывает счастлив и несчастлив при любых обстоятельствах, независимо от того, богатый он или бедный, инвалид или здоровый, начальник или подчиненный. Господь каждому дал свободу выбора и подсказку по жизни — совесть. Нам также дано знание, что плохо, что хорошо. Но выбирать мы должны сами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter