Совесть — голос Божий

Беседа с владыкой Гурием

В Минское епархиальное управление на встречу с владыкой Гурием я пришла чуть раньше назначенного времени. Стоял вечер, в здании уже почти никого не было. Вслушиваясь в окутывавшую помещение тишину, я засомневалась: не поздно ли, приедет ли мой собеседник? Но точно в срок дверь в холодную уличную темноту распахнулась и появился наместник Свято–Успенской Жировичской обители архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, теперь еще назначенный и управляющим делами Белорусской православной церкви. Видно, что устал за прошедший напряженный день, видно, что еще находится на какой–то своей внутренней волне... И, наверное, как ее отголосок прозвучала фраза, адресованная то ли мне, то ли куда–то ввысь: «Каждые пять минут в мире погибает христианин...»


На секунду я даже растерялась. Но в следующее мгновение поняла: это камертон, задающий тональность предстоящей беседе! Предложила владыке посмотреть вопросы для интервью, которые приготовила загодя. Он взял листок в руки, но тут же отложил его в сторону: «Что читать... Спрашивайте». Начали мы беседу с недавнего события — вручения традиционной Рождественской премии «За духовное возрождение», лауреатом которой за 2011 год стал Его Высокопреосвященство. Что же для него означает само понятие духовного возрождения? Связано ли оно прежде всего с церковной деятельностью или носит более общий нравственный смысл?


— Для меня духовное возрождение — это возможность жить по совести, слышать ее. А совесть — это голос Божий. И во всех религиях жить по совести — самый главный принцип для человека. Думаю, сегодня уже мало людей, сомневающихся в том, что душа есть. И тем более — что есть совесть. Даже в советские времена совесть, по большому счету, не отрицалась. Широко существовавшее тогда выражение «бессовестный человек» о чем–то да говорит.


— То есть духовное возрождение на отдельно церковное и отдельно общественное не делится?


— Нет, конечно. Сегодня люди, к сожалению, мало задумываются о смысле жизни. Живут, как живется: с современной скоростью, в круговерти, ведомые блеском завлекающих реклам. Пока человек здоров, при деньгах, он всеми силами старается осуществлять установку «бери от жизни все, что можно». А это антипод совести. Вот и получается: сначала мы берем от жизни все без разбора, а потом, когда случается беда, спрашиваем: за что мне это? И наконец — в чем смысл жизни?


— И все же, когда говорят о возрождении, подразумевается, что нечто уже утрачено.


— Утрачена у нас была в начале XX века вера отцов, которая учила людей жить по совести. И вместо нее предложен лозунг, до сих пор, кстати, не снятый: «Человек произошел от обезьяны». Можно провести аналогию: когда молодой человек поступает в училище, институт, он тем самым закладывает программу на всю свою дальнейшую жизнь. Так и здесь. Если мы произошли от обезьяны, тогда и наша жизнь по–другому строится, в отличие от того, когда человек создан самим Богом: тогда есть совесть, тогда он старается оценивать свои поступки мерой духовности... Я не говорю, что верующий никогда не ошибается. Не ошибается только тот, кто не живет. Но все–таки верующие люди стараются осуществлять высшее предназначение свое.


— Ваша деятельность в значительной степени связана с воспитанием и образованием молодых людей...


— Стараюсь... Преподаю на третьем курсе духовной Академии. Слушатели — люди, уже окончившие семинарию.


— Скажите, вам не кажется, что они немного другие люди по сравнению с предыдущим поколением?


— Нарекать на молодежь — больше возрастное проявление. Не надо ее обижать. Что касается семинаристов, бывает, конечно, что кто–то учится слабенько и уходит вовсе, поняв, что этот путь слишком труден. Но в Академии мы работаем с молодой духовной элитой: они защитили свои первые степени бакалавров, выдержали серьезный отбор, их труды достойны уважения.


Время неизбежно диктует свои условия. Бесспорно, новые информационные технологии, интернет не обходят стороной и церковные организации. Но я уже сказал: главное — жить по совести. Для священника — в первую очередь. Сравним интернет и, к примеру, небольшой бытовой предмет — нож. Хозяйка на кухне не обойдется без него, чтобы приготовить обед и накормить семью. Ну а нож в руках бандита становится орудием преступления. Важно, в чьих он руках. Современные технологии, если их использовать во благо общества, необходимы. Важно разговаривать с молодыми людьми о вере отцов на языке, им понятном и близком.


— Вера предполагает знание?


— Давайте снова обратимся к примеру. Вот дети. Они что, «знают» с пеленок или все–таки «верят» маме? Верят. У нас мать — Церковь, и мы ее дети. Наша вера — не слепая и бессмысленная. Она — как стартовая площадка, как источник и концентрация моральных и жизненных постулатов. Но эти постулаты в жизни обязательно надо проверять, иначе вера будет беспочвенной. Вера обязательно должна подтверждаться знаниями, иначе она теряется. И сегодня многие положения учения веры подтверждаются научными исследованиями.


— Скажите, белорусские прихожане в своей вере чем–то отличаются от других?


— Здесь, может быть, надо говорить не столько об особенностях веры, сколько о характере нации: белорусов многие называют «памяркоўнымi».


— Но к этому качеству существует разное, случается полярное, отношение.


— Я в нем вижу только то, что белорус, прежде чем принять какое–либо решение, все хорошенько взвесит, продумает. Вера облагораживает человека.


— А что, по–вашему, фанатизм?


— Это болезнь. И Беларусь от нее сильно пострадала в 17–18–м годах прошлого века.


— Вы родились на полоцкой земле, освященной именем преподобной игуменьи Евфросинии, величие и значение личности которой сегодня у нас общепризнанно.


— Да, мои корни оттуда.


— Кому из столпов отечественной духовности, на ваш взгляд, мы незаслуженно недодаем в знании и почитании?


— Историческая трагедия нашего народа в том, что почти все войны коснулись нас, белорусские земли не раз были безжалостно вытоптаны и выжжены вражескими солдатами. Поэтому так многое не сохранилось в архивных материалах из нашей истории и, к сожалению, мы так мало знаем о своих героях. Например, о святом преподобном Елисее Лавришевском. Имя вообще практически забытое. А ведь есть версия, что именно он, сын литовского князя Тройната, много сделал для того, чтобы поднять духовный уровень Беларуси. В 30 километрах от города Новогрудка, тогдашнего центра княжества, действовал Лавришевский монастырь, самый древний в Беларуси, широко известный своим Лавришевским Евангелием XIV века, сохранившимся до наших дней. К сожалению, сейчас святыня хранится в Кракове. Мы предпринимаем усилия, чтобы получить хотя бы копию.


Белорусская история богата выдающимися духовными деятелями. Но благодарная память о них во многом утрачена, и ее необходимо возрождать. Так, многие знают о святителе Кирилле Туровском, но кто слышал о святителе Лаврентии Туровском? А преподобномученик Афанасий Брестский? О его житии и подвигах знают в основном только на Брестчине. Белорусская земля вскормила более 60 святых! И это не считая многих замученных в XX веке за веру. Когда началась Вторая мировая война, в восточной части Беларуси не оставалось ни одного действующего православного храма! В мозырском соборе строители, начав работы, обнаружили в подвалах останки множества людей. Их убивали и трупы складывали слоями, пересыпая известью...


— Можно ли тогда говорить, что возрождение церкви начиналось чуть ли не с нуля?


— Можно. И в Беларуси особенно. Ведь тогда руководство ставило задачу сделать Белорусскую ССР первой из советских республик, полностью «очищенной» от священников. Но, к счастью, времена меняются. На прошедшем недавно Синоде прозвучала цифра: число православных приходов увеличилось у нас в пять раз. У Белорусской православной церкви сегодня есть свои духовные Академия, семинарии, училища, богословский институт, работает много воскресных школ.


— Храмов тоже достаточно?


— Ну как достаточно?.. Если до революции предписывалось законом иметь один храм на 100 человек, то теперь мы ставим задачу: один храм — на 10 тысяч городских жителей. Пусть это будет совсем небольшая деревянная церквушка, но люди должны иметь возможность прийти туда и помолиться, исповедаться, причаститься Святых Христовых Тайн.


— Теперь на большие церковные праздники — Пасху, Рождество, Крещение, Вербное воскресенье — народ полностью заполняет храмы, чтобы освятить воду, куличи, приобрести иные сакральные атрибуты. Но в другие дни о Боге вспоминают далеко не все. Как вы относитесь к таким всплескам религиозной активности, больше похожим не на веру, а на моду, желание следовать сложившемуся ритуалу?


— Глубокого осознания смысла жизни, видимо, здесь действительно нет. Но мое отношение как христианина диктуется словами из Евангелия о том, что кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тот не будет иметь жизни... Чтобы жить вечно, а не мучиться вечно, христианин должен участвовать в Церковных Таинствах. И даже если он всего один раз в год придет в храм, но подготовится как следует, покается в грехах, причастится, то уже имеет надежду попасть в Царствие Небесное. Но может быть и наоборот. В советские времена много писали о ледоколе «Ленин», который мог год работать от атомного топлива объемом со спичечный коробок. Что–то похожее и здесь. Можно каждый день ходить в церковь, ставить свечи, причащаться, но если жить не по совести, спасение не придет.


— А способствует ли духовному спасению весомый материальный вклад, скажем, на церковные нужды?


— Чтобы ответить на ваш вопрос, напомню одну евангельскую притчу. У бедной вдовы были две мелкие монеты. Из любви к Христу одну из них она положила в церковный ящик для пожертвований. Тогда Христос подозвал учеников и сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей». Богу эти лепты вдовы были приятнее богатых даров знатных людей, деньги которых не всегда заработаны честно. Это мы живем, как хотим: можем так, а можем этак — у человека есть свободный выбор. Но за все ведь и спросится. А вообще, не зря мудрые люди говорят: самые бедные те, у кого есть деньги. Им всегда чего–нибудь да не хватает.


— Насколько вы позволяете окружающему миру вторгаться в ваш круг духовных забот и церковных ограничений? Стоит ли духовным деятелям отвлекаться на мирское и светское?


— Ну как можно закрыться от окружающего мира? Наш монастырь за год посещают до 50 тысяч человек — прихожан, паломников, экскурсантов. Мы только рады этому. Посетители приходят к святыне — иконе Божией Матери Жировичской. Мне не раз приходилось слышать, как люди, далекие от религии, побывав в нашем монастыре, с удивлением говорили о своих ощущениях: они словно прикоснулись к свету, им полегчало на сердце... Родители поражаются, насколько дети после экскурсии в Жировичи становятся спокойнее, прилежнее. Правда, ненадолго, к сожалению. Что ж, значит, надо чаще приезжать к нам...


— Сколько сейчас насельников в Жировичской обители?


— Тридцать три. Тридцать три богатыря, как я говорю...


— В монастыре разрешено иметь интернет, телевизор?


— Телевизор — нет. А компьютер используется для административных целей.


— А если священник беседует с прихожанином через интернет?


— Общение непосредственно в храме ничем нельзя заменить.


— К вам за пастырским советом обращается немало людей, и, наверное, не только духовного звания. Если не секрет, что сегодня беспокоит прихожан чаще и больше всего? О чем вас просят?


— Просят о разном. Помогите дров купить, например... Люди в храм в основном приходят небогатые. В нашей епархии в каждом приходе организованы специальные подразделения — чаще всего сестричества, которые вместе со священником занимаются организацией социальной помощи. Ведь случается, что человек попадает в замкнутый круг проблем, которые в общепринятом порядке разрешить невозможно. Больше всего люди страдают от одиночества и безысходности. Тогда мы стараемся с Божией помощью помочь, плодотворно сотрудничаем с государственными структурами. Ведь цель у нас общая — помочь ближнему.


...Беседуя с владыкой, я обратила внимание: на какие бы вопросы он ни отвечал, отправным и ключевым словом для него было — СОВЕСТЬ. И подумала: а ведь как редко приходится слышать это слово в последнее время! Оно просто–напросто уходит из современного лексикона. Не хочется думать, что из–за невостребованности самого явления, которое обозначает...


Мы благодарим многоуважаемого владыку Гурия за то, что вместе с ним имели возможность напомнить себе о том, что существуют ценности, утратив которые, мы теряем себя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter