Совершенству нет предела

Таким принципом руководствуются на ОАО “Пинский завод средств малой механизации”, выпуская новые образцы техникиПредприятие было создано по решению Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР в январе 1986 года и предназначалось для выпуска необходимой отрасли продукции. Начинали с выпуска вахтовых автомобилей, автогидроподъемников, изготавливали различное нестандартизированное оборудование для строительных подразделений Минводхоза СССР.

Несколько позже здесь освоили производство автомобильных кранов на базе КАМАЗов  грузоподъемностью 16 тонн, которых выпускали до 40 единиц в год. Но с развалом СССР от этой темы пришлось отказаться. Во-первых, комплектация кранов на 90 процентов была российской, во-вторых, в строительном комплексе начался застой и спрос на автомобильные краны резко упал. В такой ситуации оказались многие предприятия и не всем из них удалось приспособиться к новым экономическим реалиям. Пинский завод СММ сумел не только выжить, но и со временем стать одним из ведущих в республике заводов по производству коммунальной и дорожной техники.
— Мы переориентировались на выпуск автогидроподъемников, — говорит генеральный директор ОАО “Пинский завод средств малой механизации” Георгий Головач. — Постепенно расширяли модельный ряд, и сегодня выпускаем 10-, 12-, 18-, 22- и 28-метровые автогидроподъемники на шасси автомобилей “Газель”, “ЗИЛ”, “МАЗ”, “Урал” различных модификаций. Одновременно осваивали производство экскаватора-погрузчика, экскаватора-бульдозера. Продукция была востребована дорожно-строительными, коммунальными организациями, энергетическими компаниями, и это позволило нам расширять номенклатуру и наращивать объемы производства. Начиная с 1995 года ежегодный прирост объемов производства составляет 10—15 процентов. В прошлом году выпустили товарной продукции на 15,7 миллиарда рублей против 10,9 миллиарда в 2006 году, рост составил 143 процента. Изготовили 173 автогидроподъемника, что на 47 единиц больше, чем в 2006 году, 370 экскаваторов-погрузчиков всех модификаций против 260 в 2006 году. Выпустили иной продукции на 808 миллионов рублей.
Как видно из приведенных генеральным директором цифр, по всем основным видам продукции произошел существенный рост. И это несмотря на то, что начало 2007 года было непростым. Резко увеличились цены на энергоносители, что привело к постоянному повышению стоимости сырья и материалов. Цены на выпускаемую продукцию росли на протяжении года на индекс роста инфляции, который составил 6 процентов на год, а цены на сырье и материалы выросли на 29 процентов, что привело к увеличению затрат в себестоимости продукции. Тем не менее за счет оптимальной организации труда и грамотной маркетинговой политики коллектив предприятия смог существенно улучшить производственные показатели. И справедливо, что генеральный директор завода Георгий Головач был признан Человеком года — в номинации “За высокие достижения в труде по итогам 2007 года в области экономики и финансов” он награжден дипломом Пинского горисполкома.
Увеличение производства дает заводу дополнительную прибыль, значительная часть которой направляется на техническое перевооружение. В прошлом году на эти цели израсходовано свыше 900 миллионов рублей. На заводе обновлено сварочное оборудование, приобретена вторая установка плазменной резки металла, проведена частичная модернизация линии хромирования участка гальваники. В нынешнем году на техническое перевооружение планируется направить до 1,3 миллиарда рублей. Благодаря рентабельной работе растет на предприятии и заработная плата. Средний ее размер в 2007-м составил 642 тысячирублей против 544 тысяч в 2006 году.
Большая работа проведена по энергосбережению. Темп роста электроэнергии на производство продукции за прошлый год составил 7 процентов, при темпах роста продукции выпуска продукции 143 процента. Экономия электроэнергии от внедрения организационно-технических мероприятий, в частности замены стационарной энергоемкой компрессорной тремя экономичными итальянскими компрессорами, составила 413 тысяч киловатт-часов или 115,8 тонны условного топлива (в стоимостном выражении это 37,7 миллиона рублей). Потребление технической и питьевой воды снизилось соответственно до 466 и 256 метров кубических. В результате целевой показатель по энергосбережению составил в 2007 году минус 33,7 при задании минус 10 процентов. Кстати, по этому показателю завод СММ признан Пинским горисполкомом в числе лучших и награжден соответствующим дипломом с занесением на виртуальную городскую Доску почета.
Ориентирован Пинский завод СММ в основном на местный рынок, но с каждым годом наращивает экспорт, доля которого в общем объеме реализации продукции составляет уже 43 процента.
— В этом году планируем увеличить экспортную составляющую до 60 процентов, — говорит Георгий Головач. — Основной экспортер нашего завода — Российская Федерация. Также поставляем свою продукцию в Азербайджан, Украину, Казахстан, Чехию, Польшу. Так, совместно с чешской компанией “Традо Холдинг” мы получили сертификат соответствия Евросоюза на экскаватор-погрузчик ЭО-2626-01 на базе трактора МТЗ-920.3. Получить его непросто. Дело в том, что мы свое оборудование монтируем на автомобильные или тракторные шасси, производимые на других заводах, которые также должны отвечать евростандартам.
Конечно, экспорт Пинскому заводу СММ выгоден, но на рынках некоторых сопредельных государств ряд моделей автогидроподъемников вступает в жесткую конкуренцию с российскими и украинскими аналогами. Только в России на территории до Урала расположены порядка десяти изготовителей подобной техники. Что касается экскаваторов-погрузчиков, то их и в Беларуси делают шесть заводов, три из которых находятся... в Пинске.
В чем же преимущество Пинского завода СММ перед конкурентами? Да, цена его автогидроподъемников несколько ниже, чем у российского производителя. Но главное другое. По техническим характеристикам, технологичности пинские изделия, укомплектованные качественной импортной гидравликой, превосходят аналогичные модели стран СНГ. Их высокая производительность сочетается с легкостью управления, надежностью в эксплуатации и простотой в обслуживании. Поэтому изделия пинского завода СММ и покупают, хотя россиянам удобнее приобрести подобную продукцию у отечественного производителя, расположенного поближе, и без волокиты с таможенным оформлением.
У ОАО “Пинский завод средств малой механизации” портфель заказов в данный момент больше, чем он выпускает изделий. Сдерживающим моментом в какой-то степени является нехватка квалифицированной рабочей силы. В первую очередь — токарей, сварщиков, электриков.
— Мы дополнительно приняли на работу более 40 человек основных рабочих профессий, и численность коллектива возросла до 375 человек, — объясняет Георгий Головач. — Но это не снимает проблему по своевременному выполнению наших договорных обязательств. Поэтому развиваем производственную кооперацию. В прошлом году передали часть заказов на изготовление сварочных узлов, деталей механической обработки четырем белорусским заводам, у которых недостаточная производственная загрузка. Это мировая практика.
Поскольку на продукцию Пинского завода СММ есть спрос, он постоянно расширяет номенклатуру изделий. Не так давно здесь освоили выпуск новой модели экскаватора-погрузчика со смещенной осью копания и повышенной маневренностью. Данная техника не имеет аналогов в СНГ. Новая машина обладает рядом существенных преимуществ перед старыми моделями. В частности, смещение оси копания значительно повысило ее устойчивость, а оригинальная конструкция оси каретки позволяет копать более широкие траншеи даже в труднодоступных местах, например вблизи фундамента зданий. Это дает возможность широко использовать такую технику коммунальным службам городов. На этом экскаваторе-погрузчике предусмотрен также механизм дополнительного складывания стрелы, что по габаритам делает ее соответствующей принятым в Европе стандартам.
На заводе продолжают совершенствовать старые виды продукции. Проведена модернизация автогидроподъемников в части разработки и установки более надежных комплектующих по гидравлике, электрике. Начат серийный выпуск вышки строительной ВС-10, изготовлены опытные образцы снегоочистителя СНР-200. Идет работа над созданием телескопического многофункционального погрузчика с высотой подъема до 10—12 метров и грузоподъемностью 3 тонны, который станет незаменимым как в строительстве, так и в агропромышленном комплексе для различных погрузочно-разгрузочных работ. В планах также — разработка, главным образом для заказчиков из России, автогидроподъемника на базе автомобилей “Урал” и “КАМАЗ” с высотой подъема 22 и 28 метров. Продолжается работа по внедрению на заводе международной системы менеджмента качества СТБ ИСО 9001-2001.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter