Модернизация налогового законодательства, перераспределение полномочий ветвей власти, цифровизация: Президент заслушал доклад об актуальных вопросах развития налоговой системы страны

Совершенствование налоговой системы: переход к цифре

Обновленный Налоговый кодекс, который вступил в силу 1 января 2019 года, стал примером успешного и плодотворного сотрудничества Правительства, бизнеса, аудиторских компаний и крупнейших предприятий страны. Новации документа упростили налоговую систему, усовершенствовали налоговое администрирование и повысили инвестиционную привлекательность страны за счет снижения налоговой нагрузки на субъек­ты хозяйствования. Однако время не стоит на месте, и этот важный документ не должен быть статичным. Накануне Глава государства заслушал доклад об актуальных вопросах развития налоговой системы страны и констатировал необходимость модернизировать ее. При этом Александр ­Лукашенко обратил внимание: 

— У нас относительно неплохой Налоговый кодекс, но ничего совершенного не бывает, но к этому совершенству надо постоянно двигаться.

Изменения на пользу 

На докладе у Президента присутствовали первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков, министр по налогам и сборам Сергей Наливайко и министр финансов Юрий Селиверстов. В самом начале встречи Глава государства коснулся вопроса разделения власти:

— Поскольку в последнее время много говорят о перераспределении полномочий, явно кому-то их не хватает, а в основном это правильно: Правительство и другие органы власти надо догружать, снимать с Президента несвойственные вопросы. 

В частности, он уточнил: 

— Недавно я получил записку: предлагается 71 полномочие, если можно так сказать, перенести от Президента на все уровни власти. Но это отдельная тема разговора, это как подводка к основному вопросу. Абсолютно не вмешиваясь в работу Правительства (не хотелось бы мне это делать), тем не менее я хотел бы с вами обсудить вопросы совершенствования нашей налоговой системы.

Белорусский лидер подчеркнул: налоговая система — это один из основных элементов экономической политики, а она должна быть простой и понятной для всех граждан. 

— Мы много в этом направлении сделали. Но, я помню, мы договаривались, что вы выдадите новую, более совершенную систему налогообложения, модернизируете нынешний Налоговый кодекс — там, где нужно, точечно, насколько это возможно, — напомнил Александр Лукашенко. 

Президент обозначил: налоговую систему нужно совершенствовать в сроки, которые были определены. При этом необходимо освежить и Налоговый кодекс. В качестве успешного примера работы Глава государства привел обновленный Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. 

— Хорошая была проведена работа. Может быть, после последних событий надо будет в какие-то статьи вносить изменения — возможно, это жизнь. Вот точно так надо пройтись по Налоговому кодексу. Там, конечно, меньше будет работы, поскольку и изменений будет меньше, но это надо делать, — заявил Александр Лукашенко.

 По его словам, хотя вопросом заниматься будет Правительство, для Президента это очень актуальная тема:

— Это уже президентская проблема. Я беру на контроль этот вопрос. 

Еще одна тема обсуждения — цифровизация налогового законодательства. Здесь Глава государства упомянул российский опыт. Напомним, более десяти лет Федеральную налоговую службу России возглавлял нынешний Премьер-министр Михаил Мишустин. За это время ведомство превратилось в одно из самых технологически оснащенных в системе государственных органов власти в России. Александр Лукашенко уточнил: 

— Премьер России (он лично занимался этим вопросом, вы постоянно в контакте) предложил нам посмотреть налоговую систему Российской Федерации. Она подается чуть ли не самой совершенной. Но если они где-то продвинулись дальше нас, допустим, в администрировании налогов, нам не надо бояться задействовать то, что они имеют. Тем более нам бесплатно это передают — программное обеспечение и прочее. Для того чтобы упростить цифровизацию и сделать прозрачными налоги, чтобы извлекаемость была близка к 100 процентам. 

В то же время Президент обратил внимание, что и в Беларуси уже многое сделано в этом направлении. Он поинтересовался, принесло ли это ожидаемый эффект и какие решения планируется предпринять в ближайшей перспективе.

Взвешенные и доступные подходы

Налоговая служба формирует около 70 процентов дохода консолидированного бюджета. В связи с этим Сергей Наливайко проинформировал белорусского лидера, что за восемь месяцев налоговики собрали 17,7 миллиарда рублей:

— Плановые назначения консолидированного бюджета обеспечены на 96,5 процента, недобор составил 700 миллионов рублей. В основном это связано с эпидемической ситуацией в мире.


На недополучение доходов повлияла пандемия: коронавирус повлек ухудшение финансовых показателей деятельности предприятий. Уменьшилось поступление налоговых платежей и на фоне решений Правительства о поддержке субъектов малого предпринимательства и крупного бизнеса, напомнил министр. Учитывая объективные факторы, Александр Лукашенко констатировал:

— Если мы на этом уровне удержимся, это будет совсем неплохо. Нам надо сделать все, чтобы чуть-чуть сократить эти недопоступления, хотя будет непросто. Вы же видите, что вторая волна накрыла весь мир. А наша экономика экспортно ориентированная, мы от этого зависим. 

Позже в общении с журналистами министр по налогам и сборам раскрыл детали встречи: в частности, он сообщил, что у ведомства есть 6—8 месяцев на выработку подходов по совершенствованию налогового законодательства. Обновленный кодекс вступит в силу с 2022 года.

— Основными принципами будут простота — в понимании, использовании Налогового кодекса — и справедливость в вопросах налогообложения, — отметил Сергей Наливайко.

Министр добавил, что такие подходы будут реализованы через повышение уровня цифровизации налоговой системы, электронного взаимодействия службы с субъектами хозяйствования и гражданами.

К слову, запуск соответствующих электронных систем уже продемонстрировал существенное повышение собираемости платежей и прозрачности действий. Сегодня около 88 процентов субъектов взаимодействуют с налоговой службой в электронном виде, более 90 процентов оценивают такое сотрудничество положительно.

— Мы, конечно, хотели бы, чтобы у нас электронное взаимодействие приближалось к 100 процентам. Точно так мы бы хотели, чтобы к 100 процентам приближались позитивные оценки, — акцентировал министр по налогам и сборам.

Сергей Наливайко

По его словам, при совершенствовании кодекса ведомство готово использовать любой эффективный и современный зарубежный опыт, в том числе российский и китайский:

— Мы не закрыты, не зашорены. И до сегодняшнего дня не стеснялись подсматривать где-то у наших коллег. Но какого-то слепого копирования или переноса однозначно не будет. Задача стоит проанализировать и выстроить систему так, чтобы она была удобна и применима именно в нашей стране.

В Министерстве по налогам и сборам уверены: цифровизация налоговой системы республики позволит повысить качество услуг, оказываемых плательщикам налоговыми органами, а также довести показатель добровольности уплаты налоговых платежей плательщиками практически до 100 процентов (98,4 процента).

Цифровизация налоговой системы будет обеспечиваться за счет создания единой системы интеллектуальной обработки данных, построения базы доходов и расходов физических лиц, дальнейшего развития существующих информационных систем налоговых органов для создания современных технологических инструментов для анализа и обработки больших объемов данных.

konoga@sb.by

varmor@sb.by

Фото БЕЛТА

Президент положительно оценил работу налоговых органов по собираемости средств в условиях пандемии

Наливайко: при совершенствовании налогового законодательства основными принципами будут простота и справедливость 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter