Сотворят ли всеобщий мир миротворцы

Миротворческие операции в последнее время начинают рассматриваться как новый тренд в мировой политике и в развитии ВС.

Миротворческие операции в последнее время начинают рассматриваться как новый тренд в мировой политике и в развитии ВС. При этом у миротворческой деятельности довольно много проблем и противоречий.

В настоящее время ООН проводит миротворческие операции в 15 странах, общая численность контингентов достигает 150 тысяч человек, на их содержание тратится 8 миллиардов долларов в год. При этом до сих пор их эффективность была, мягко говоря, сомнительной. Миротворцы имели право применять оружие лишь для защиты самих себя и мирного населения, но, как правило, даже этого избегали, вообще не желая воевать ни при каких обстоятельствах. Некоторые развивающиеся страны просто зарабатывают деньги, направляя свои контингенты в состав войск ООН. Западные армии панически боятся потерь. Недавно это было проиллюстрировано в очередной раз, когда Австрия стремительно вывела свой миротворческий контингент с Голанских высот, поскольку для него возникла опасность из-за гражданской войны в Сирии. Хрестоматийным считается эпизод 18-летней давности, когда во время войны в бывшей Югославии голландские миротворцы ничего не сделали, чтобы предотвратить резню в Сребренице.

Отчасти именно неэффективность ооновских операций породила феномен «гуманитарных интервенций» НАТО. Таковые уже имели место в Косове в 1999 году и в Ливии в 2011-м. Необходимо отметить, что в обоих случаях страны НАТО не извлекли для самих себя ни малейшей политической, экономической и военной пользы, их цели были действительно гуманитарными. Однако крайняя пристрастность альянса, который и в Сербии, и в Ливии просто занял одну из сторон конфликта, привела к тому, что ситуация в результате подобного «миротворчества» стала хуже, чем была до начала операций, причем Запад во многом сам теперь расхлебывает последствия собственного безумного «гуманизма».

В последнее время в ООН все же пришло понимание того, что необходимо менять ситуацию. Поэтому для проведения миротворческих операций стали формировать контингенты из военнослужащих соседних стран (они заинтересованы в урегулировании конфликта) и давать им полномочия воевать всерьез. Это позволило добиться, в частности, относительной нормализации ситуации на востоке Демократической Республики Конго (бывший Заир), где совместный контингент войск ЮАР и Танзании под флагом ООН разгромил местную повстанческую группировку. Пока неясно, насколько эта практика станет тенденцией.

Россия в 90-е годы продемонстрировала, в отличие от ООН, высокую эффективность миротворческих операций на постсоветском пространстве, добившись прекращения войн в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане. Это объяснялось тем, что российские войска были готовы реально воевать и при этом проявляли максимально возможную беспристрастность. Сейчас миротворческий контингент создан уже в ОДКБ.

Для обсуждения указанной проблемы в Москве прошла Международная конференция «Миротворческая деятельность, ее роль и место в поддержании международного мира и обеспечении коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности». В ней приняли участие заместитель Генерального секретаря ООН по миротворческой деятельности Эрве Ладсус, Генеральный директор Международной организации по миграции Уильям Лейси Свинг, Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, его заместитель Валерий Семериков, начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-лейтенант Александр Студеникин, старшие и высшие офицеры ВС стран ОДКБ, ученые и эксперты.

На конференции было отмечено, что в ОДКБ созданы миротворческие силы. В их составе – 15-я мотострелковая бригада ВС РФ, горнострелковый батальон ВС Кыргызстана, десантно-штурмовой батальон и группа вертолетов Ми-8 ВС Казахстана, таджикский мотострелковый батальон, белорусская и армянская мотострелковые роты, а также подразделения МВД указанных стран. С прошлого года эти силы проводят учения «Нерушимое братство» (первые прошли в Казахстане, вторые – в России).

Представители государств ОДКБ поделились своим опытом миротворческой деятельности. Так, в ВС Армении имеется 12-я миротворческая бригада, которая специально создана для участия в подобных операциях. Беларусь пока предоставляет для войск ООН отдельных специалистов, наиболее широким является ее участие в операции в Ливане, где служат несколько белорусских военных медиков. В Казахстане создана миротворческая бригада Казбриг. ВС РФ участвуют в 7 миротворческих операциях в Африке, общая численность контингентов – более 300 человек.

При этом, разумеется, достаточно проблем и у нас. Пока миротворческие силы ОДКБ не имеют опыта реальных совместных действий. Более того, как отметил представитель Казахстана, они и подготовку проходят по разным программам, что объективно затрудняет взаимодействие (он предложил взять за основу общей методики стандарты ООН). Есть проблемы и с законодательной основой.

Впрочем, конференции для того и проводятся, чтобы решать сложные вопросы. Очевидно, что военно-политическое руководство стран ОДКБ всерьез заинтересовано в эффективности своих миротворческих сил, а представители ООН, ОБСЕ, Красного Креста столь же серьезно заинтересованы во взаимодействии с ОДКБ, причем не только на уровне обмена опытом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter