Сотвори себе кумира

Для многих народное творчество — как глоток свежего воздуха...

Народное творчество — это не только и не столько экспонаты в музее. Для многих, особенно жителей провинции, творчество — как глоток свежего воздуха. Это то, что помогает не падать духом, одолевать житейские горести. А порой творчество становится смыслом жизни. Сотворить себе из творчества кумира, прикоснуться к этому живительному источнику, по мнению читателей «СБ», может каждый.


И радость стихотворных строк...


Я часто вспоминаю свою первую учительницу, Веру Андреевну, которая привила мне любовь к литературе. Когда я попал в ее класс, она сразу заметила во мне творческие задатки. Давала читать книги, рассказывала о своих любимых поэтах, подарила блокнот, чтобы я записывал свои стихи. Она даже позволяла мне писать сочинения в стихотворной форме и зачитывала перед классом. Во многом благодаря моей учительнице я стал филологом. Преподавал русскую и белорусскую литературу, вел творческие кружки. И продолжал писать стихи. В белорусских, российских, украинских изданиях опубликовано уже около сотни моих стихотворений. Сейчас я не работаю. Некоторые люди, став инвалидами, ощущают безысходность, страх перед будущим, переживают тяжелые стрессы. Меня же от болезни спасает творчество, и я по–прежнему радуюсь жизни.


Владимир ЛИТВИНОВИЧ, Вилейский район.


Силуэт Венеры


В одной из книг по флористике я прочитал предположение, что если в природе корни деревьев бесконечно разнообразны, то рано или поздно под землей может образоваться корень, который в точности повторит силуэт античной Венеры. Я уже давно ищу такой корень. Увлекаюсь лесной скульптурой, живописью, резьбой по дереву. По семейным обстоятельствам я переехал жить в деревню. Будучи еще городским жителем, постоянно участвовал в выставках лесной скульптуры, акварельных работ, изделий народных умельцев. В сельской местности, к сожалению, такие мероприятия не проводятся. Когда меня избрали старостой трех деревень, я поднимал вопрос об организации выставок на собрании старост, которое проводит руководство райисполкома. Но выставок так и не организовали. А ведь таланты, как известно, рождаются в провинции. Мне кажется, увлечь молодых людей творчеством, приобщить их к искусству — очень важно и полезно. И для самих молодых людей, и для формирования, если хотите, здорового образа жизни в деревне. Тогда и к рюмке многие перестанут тянуться — не секрет, что именно такой хмельной отдых предпочитают во многих селах. А энтузиасты, готовые приобщиться к искусству, обязательно найдутся!


Владимир ЖУКОВСКИЙ, Барановичский район.


Сундук на свалке


Недавно навещал свою бабушку в небольшой деревеньке Витебской области. Жителей там осталось немного, в основном старики. Возле кладбища есть мусорная свалка. Заметил соседей–горожан, которые выбрасывали какие–то вещи. Присмотрелся, а они притащили на свалку старинный кованый сундук. Поинтересовался, почему выбрасывают такую ценность. Оказалось, делали генеральную уборку опустевшей хаты, избавлялись от ненужных вещей. В сундуке были заботливо сложены вышитые рушники, платки, даже какой–то старобелорусский наряд. То, что для них казалось мусором, на самом деле стало бы достойным экспонатом музея. И хорошо, что таких музеев в Беларуси достаточно. Около года назад довелось мне побывать в Ракове. Ремесленников здесь всегда много было, но особенно это местечко славится керамикой. Даже сейчас многие используют здесь «жбанки» и тарелки с клеймом мастеров позапрошлого века. Интересно, дома той эпохи не сохранились, а посуда — пожалуйста! Выступления народного фольклорного ансамбля «Гасцiнец» в местном Доме культуры — это всегда яркий, незабываемый праздник. Всего в Воложинском районе около 190 мастеров народного творчества, которые сохраняют для нас белорусские традиции. В небольшом Ракове работают три музея: краеведческий в школе, полиэтнической культуры в доме известного белорусского литературоведа В.Рагойши и художественный, который открыл известный художник Феликс Янушкевич. Музеи, дома, центры народного творчества по крупицам собирают наше прошлое, которое кто–то вот так бесцеремонно может отправить на мусорную свалку. Да разве так можно поступать с наследием? Пусть даже оно принадлежало твоей бабушке, прабабушке и лишь для нее представляло ценность.


Сергей ЯКИМОВИЧ, Минская область.


Последние мастерицы


Работаю я преподавателем в сельской школе. Сначала попал сюда по распределению, но пожив в живописной деревушке, решил остаться здесь навсегда. К ребятам привязался, и жена не возражала. Она врач в фельдшерско–акушерском пункте. Я филолог, всегда интересовался фольклором. Убежден, что именно народное творчество спасает многих пожилых людей от одиночества и пессимизма, которые так знакомы пенсионерам, особенно городским. Я объездил соседние деревушки, где записал уже несколько общих тетрадей легенд, народных песен, частушек. Зимними вечерами наши пожилые женщины собираются в одном доме и начинают вспоминать прошлое. Но это не традиционные сплетни на завалинке, хотя и без них не обходится. Они поют народные песни, которые я тоже записываю. К тому же у одной из них сохранилась прялка ее прабабки, которая передается в их семье как реликвия. Только печально, что эти женщины, которые умеют ткать потрясающие рушники, разноцветные половики, никому не смогут передать свое искусство. Их детям, а тем более внукам, это не интересно и не нужно. Даже наши деревенские мальчишки и девчонки не проявляют особого интереса к таким занятиям, которые я пытался для них организовать в школе в качестве факультатива. Хочется думать, что эти мастерицы все же не станут последними и в других местечках дело с сохранением традиций обстоит лучше.


Алексей ТРАВИН, Могилевская область.

 

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter