Соцветия земли нашей

В Москве завершилась выставка белорусских художников

Москва, «Новый манеж». В престижном выставочном зале российской столицы закрылась выставка живописи белорусских художников–реалистов «Соцветия земли нашей». Она была посвящена празднованию 65–летия Победы в Великой Отечественной войне и Году культуры Республики Беларусь в России. Выставка организована под эгидой Постоянного Комитета Союзного государства. На выставке было представлено около 150 работ белорусских мастеров из коллекций Международной конфедерации союзов художников и Фонда развития образования и искусств.


— Подобные выставки проводились раньше планово, — рассказала куратор выставки Елена Ахулкова, — но сегодня не каждый может поехать в другую страну и посмотреть творчество местных художников. Этой выставки бы не было, если бы нам не оказал помощь Постоянный Комитет, лично Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин. Если бы он не откликнулся на нашу просьбу, мы бы с вами в этом замечательном зале в центре Москвы не стояли.


Действительно, выставка белорусских художников представлена очень достойно, в одном из самых престижных залов столицы площадью в 1200 квадратных метров.


— Подобного подарка мы не ожидали, — восхитился белорусский художник Георгий Поплавский.


Осмотрев выставку, Павел Бородин остался очень доволен экспозицией:


— В такие моменты понимаешь, что жизнь налаживается, — сказал он.


Государственному секретарю представили молодых белорусских художников. Алеся Скоробогатая привезла в Москву колоритные работы «Мед» и «Дед». Она — студентка Белорусской государственной академии искусств, лауреат премии фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Именно полотно «Мед» высоко оценил Александр Лукашенко.


Закрывая выставку, Павел Бородин высоко оценил труд ее организаторов и вручил им дипломы и памятные подарки.


— Мы жили, живем и будем жить культурой, — сказал он на закрытии выставки. — Эта экспозиция выражает нашу славянскую душу, нашу духовность, наше будущее, будущее славянских народов. Мне очень приятно вручить дипломы ее организаторам от лица Союзного государства, которому исполнилось десять лет.


И далее Павел Павлович рассказал о достижениях Союзного государства. Развиваются прямые связи между российскими регионами и Беларусью. Сегодня практически все российские регионы охвачены теми или иными видами сотрудничества с республикой, а 69 регионов имеют прямые долгосрочные договоры о взаимном сотрудничестве. Состоятельность Союзного государства наглядно подтверждают результаты совместных программ, полученная от них высокая отдача. Например, только новых рабочих мест за эти годы создано не менее пяти миллионов. «Мы подняли с колен 26 тысяч предприятий в Беларуси и России. Обеспечена свобода передвижения и трудоустройства наших граждан. Успешно реализуются различные проекты в сфере культуры и образования. И подобные выставки подтверждают, что мы — единый народ», — отметил Павел Бородин.


— Вам лично какой близок жанр? — поинтересовались у него журналисты.


— Классика. У меня настроение поднимается, когда я попадаю на такие прекрасные выставки.


Своими впечатлениями от выставки поделился депутат Госдумы, член Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Андрей Кокошин:


— Несколько лет я был председателем думского Комитета по делам СНГ и вместе с Павлом Павловичем активно участвовал в развитии Союзного государства. В основном, как академик РАН, стараюсь развивать научно–техническое сотрудничество, но и прелести искусства мне не чужды. В Беларуси работают потрясающие художники. Из современных художников мне нравится Николай Исаенок. Около полугода он проводит на своей родине. В деревне. Опираясь на реалистическую традицию, он сформировал свою яркую творческую индивидуальность. Из художников более старшего поколения мне нравится Валериана Жолток, она выпускница знаменитого Витебского художественного училища. Здесь же представлен Иван Щемелев, который в этом году был удостоен премии Союзного государства. Белорусские художники хранят традиции русской реалистической живописной школы. На нее обратили внимание на Западе, ведь произведений русской реалистической школы уже осталось немного. Они в цене. Ее характеризует высокий уровень техники, глубокое проникновение в природу, в личность человека. Союз художников России не распродал свои коллекции, особенно 60–х годов. Их можно выставлять. У наших шестидесятников было одно желание — писать правду, призывая на помощь цвет. Картины, которые представлены на этой выставке, демонстрируют высокий уровень живописи, понимания света, цвета, композиции. От души поздравляю всех ее участников с несомненным успехом.


— Эта выставка — заметное явление художественной жизни. С учетом политической ситуации это ответ художников: мы вместе, у нас одна история, — подытожил кандидат искусствоведения Виктор Калашников. — Общность культурных корней и исторической судьбы, особенно ощутимая в год юбилея Великой Победы, она остается значимой и для русских, и для белорусов. Дело в том, что выставка в малом манеже охватывает послевоенные десятилетия — время активных контактов художников разных регионов, совместных творческих поездок, проведения больших всесоюзных показов, время, когда студенты из всех союзных республик учились в ведущих вузах Москвы и Ленинграда. То есть мы можем говорить о единой живописной школе. Целый ряд художников старшего поколения, картины которых представлены на выставке, создали произведения, ставшие хрестоматийными в истории советского искусства.


Величаво–суровые образы Михаила Андреевича Савицкого восходят в своем лаконизме и к древнему храмовому искусству, и к Ренессансу, и к поискам мастеров первой половины XX века. Виктор Александрович Громыко, как и Савицкий, и многие другие художники, был участником Великой Отечественной, он сделал главной темой своих работ воплощение горькой правды истории своего народа. Конечно, стоит обратить внимание и на одного из самых известных мастеров — Владимира Стельмашонка. Он получил известность после окончания ленинградского института имени Репина, стал народным художником и неоднократно избирался председателем правления Союза художников БССР. Его стилизованные композиции–предстояния являются существенной составляющей белорусского искусства. Работы художников Кищенко, Кубарева, Шестовского, Беленицкого, Данцига, Азгура, Шибнева, Довгялло, Исаенка также заслуживают отдельного упоминания, однако даже из простого перечисления их фамилий понятно, что удачный подбор работ для экспозиции позволяет получить представление и об особом характере искусства Беларуси, и об его органической связи с русской художественной школой.


Ряд работ отсылает нас к общеевропейской традиции. Например, пронизанные светом импрессионистически увиденные «Пионы» Н. Голышевой. Или «Весть» Гришкевича, решенная с некоторым оттенком «гобеленности».


Мне понравились работы студентов Белорусской государственной академии искусств Алеси Скоробогатой и Владислава Петручика, представленные на выставке. На Алесином полотне «Мед» предметы взяты в выверенном балансе условности и предельной материальной достоверности. А в работах Владислава крепкий рисунок сочетается со стремлением к тонким колористическим отношениям. Его пейзажи — это не просто штудии, это несомненные поиски образного решения. Самым содержательным из них, особенно в контексте выставки, стоит признать небольшой картон «Рейхстаг». Тому, кто не отделяет себя от истории своего народа, от тягот и побед минувшего века, он скажет многое.


Выставка объединила холсты, которые стали результатом неповерхностного картинного мышления, и дала весьма полную картину развития живописи Беларуси с послевоенных десятилетий до начала XXI века.


Разнообразие направлений, авторская неуспокоенность, появление талантливой молодежи, сохраняющей верность традициям реалистической школы, — все это залог того, что зрители смогут и в дальнейшем становиться свидетелями и соучастниками, сотворцами живого подлинного искусства.


...В то время как в Москве проходила белорусская выставка, в Минске в Национальном художественном музее Беларуси открылась ответная выставка — художественная выставка корифеев русской и советской реалистической школы знаменитых братьев Ткачевых, лауреатов премии Союзного государства. Около 100 музеев мира имеют их картины. Их творчество посвящено жизни простого народа, русской деревни, патриотизму нашего народа.
Эти художники не думали о деньгах, думали об искусстве и о народе, и в истории своих народов должны остаться. Не случайно, покидая «Новый манеж», Павел Павлович Бородин обмолвился: «Как бы это сохранить?»


Татьяна Хорошилова

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter