Соцопрос – что дышло: как задал вопрос, так и вышло?
19.10.2010 17:32:39
В конце прошлой недели информационное агентство «Интерфакс» обнародовало данные социологических исследований московского фонда «Общественное мнение» об отношении россиян к размолвкам между нашими государствами.
Диву даешься, как порой можно интерпретировать опросы, проводимые социологами. Вот и сейчас страницы оппозиционных изданий пестрят заголовками, смысл которых сводится к тому, что россияне считают виновным в обострении межгосударственных отношений белорусское руководство.
Хоть убейте, но в такую раскладку социологического пасьянса, говоря словами великого Станиславского, не верю. После показа лживого фильма о «крестном отце» друзья-москвичи, знакомые с Псковщины, Чувашии и Республики Коми, связавшись со мной по телефону, возмущались клеветой на белорусского руководителя и извинялись за недостойную выходку российского телеканала. И вообще, где бы я ни встречался с простыми россиянами, никогда не слышал плохих слов о нашей стране и ее людях. А вот о своих «небожителях» и местных руководителях они отзываются весьма критично.
Достаточно простой арифметики, чтобы усомниться в выводах, сделанных российскими и нашими оппозиционными СМИ из опроса, проведенного 9—10 октября фондом «Общественное мнение». В своих материалах они выложили в процентах точки зрения на причину конфликта лишь четверти опрошенных. А где остальные 75 процентов? Сомневаюсь, что все они затруднились заполнить эту графу. А ведь в анкетах были и такие ответы: «Лукашенко мешает российским толстосумам разворовывать Беларусь», «Россия ведет себя по-наглому», «У нас хотят облить батьку грязью, там жизнь лучше, чем в России».
Нет у меня особого доверия и к самому фонду «Общественное мнение». Созданный в структуре Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), он в 1992 году вышел из него и стал независимой некоммерческой организацией. С 1996 года основными заказчиками и потребителями результатов исследований фонда являются государственные органы, политические партии и общественные объединения, ведущие банки и финансовые организации, российские и иностранные компании. А ведь известно, в политике кто платит, тот и заказывает музыку.
Выборку для социологического опроса можно сделать так, что будет получен желаемый результат. Мнение москвичей, к примеру, далеко не совпадает с мнением российской глубинки. Можно также исключить из выборки «нежелательные» социальные группы — пенсионеров, рабочих, жителей малых городов и сельской местности.
Короче говоря, из песни слов не выкинешь, а респондента из опроса можно. Как видим, социологи вкупе с журналистами могут не только изучать, но и дезинформировать общественное мнение.
Олег КАМИНСКИЙ, «БН»