Социологические тренды

Игорь КОТЛЯРОВ,  директор Института социологии НАНБ, доктор социологических наук, профессор:

Игорь КОТЛЯРОВ,  директор Института социологии НАНБ, доктор социологических наук, профессор:

– Идут годы: меняется жизнь, меняемся мы, меняются властные структуры, изменяются представления о прошлом. Историческое сознание и чувства, взгляды и оценки, отношение к тем годам и людям подвержены целенаправленному воздействию, изменениям и манипулированию. Нынешнее поколение молодежи – уже правнуки переживших Великую Отечественную войну. Что для них – День Победы? Что знают они о Великой войне 1941–1945 годов?

События в Украине показали, что сегодня фашизм уже не угроза и не химера, он уже на дворе и способен пройти «по главной улице с оркестром», с криками «зиг хайль» и под знаменами Степана Бендеры и Романа Шухевича. Фашизм процветает в идеологическом, политическом, физическом, ментальном и духовном смыслах. В центре Европы на глазах торжествующей толпы заживо горят мирные люди.

В этих условиях особенно важны результаты исследований, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси в конце прошлого года. Ученые изучили отношения белорусов к Великой Отечественной войне, к Победе над фашистской Германией.

Социологи определяли, помнят ли жители страны эти события, чтят ли тех, кто героически сражался за будущее Родины. Результаты социологического исследования показали, что подвиги ветеранов не забыты. Их помнят, ими гордятся! Что очень важно, по имени называют своих дедов и прадедов, а также бабушек и их сестер – участников Великой Отечественной войны. «Портреты ветеранов на стене – это не шаг в прошлое, как утверждают некоторые, это дверь в будущее», – убеждена старшеклассница из небольшого белорусского городка.

88,7% жителей страны (в том числе 90% белорусских юношей и девушек в возрасте до 30 лет) убеждены, что победа в Великой Отечественной войне – это важнейшее событие в истории белорусского народа. Практически все социальные группы, все возрасты воспринимают важность и значение Великой Победы. «Если бы не было Великой Победы, и нашей страны, и нас самих не существовало бы, это надо знать каждому жителю Беларуси», – отмечает 20-летний студент. Представитель старшего поколения убежден, что «надо знать уроки истории, чтобы ничего подобного не повторилось впредь». Несколько критичнее отношение к Великой Победе у тех поколений, которые сформировались во время перестройки и первые годы национальной независимости. И все же следует отметить, что белорусы в подавляющем большинстве  оценивают Великую Отечественную войну как символ мужества советского народа, а ее итоги и последствия – как знаковые для нашей Родины. Таким образом, историческая память о Великой Отечественной войне, победе над нацизмом является системообразующим, основополагающим элементом духовного сознания белорусского народа, фактором его сплочения и мобилизации. А праздник Великой Победы большинство респондентов считают важнейшим фактором консолидации народов многих государств, проявляющим благодарность и признательность Советскому Союзу, советскому народу, выполнившим великую освободительную миссию.

На вопрос: «С чем из нижеперечисленного в первую очередь у вас ассоциируется участие Беларуси и белорусского народа в Великой Отечественной войне?», более половины жителей страны заявили – это освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Среди других ответов респонденты выбрали – массовое партизанское движение (13,4%), защита Брестской крепости (9,5%). Победу в Великой Отечественной войне и освобождение Беларуси от фашистов белорусские парни и девушки также назвали самыми знаменательными события прошедшего столетия.

Социологи спрашивали: «Какие чувства вы испытываете в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков?» Более двух третей жителей Беларуси испытывают чувство благодарности участникам войны, спасшим страну от порабощения, чувство гордости за советский народ, Великое государство, победившее фашизм.

Три четверти граждан Республики Беларусь в целом удовлетворены тем, как в Беларуси освещаются события Великой Отечественной войны. Однако это несколько меньше, чем пять лет назад. 43,6% жителей Беларуси получают информацию о Великой войне из СМИ. Пять лет назад таких людей было 60,8%. Телевидение и радио, газеты и журналы снизили свою активность и результативность, причем значительно. Пятая часть респондентов получают информацию из личных бесед с ветеранами. И хотя ветеранов становится все меньше и меньше, активность их продолжает оставаться достаточно высокой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter