Нужны ли преференции частным детским садам?

Социальный бизнес. Считаем затраты

Детских садов много не бывает. Так сказали бы жители новых микрорайонов крупных городов и сразу бы посетовали на острый дефицит дошкольных учреждений. Да, мест в них не всегда хватает. И пока специалисты отделов образования и заведующие госучреждениями  ломают голову над тем, как пристроить дошколенка в группу, на помощь приходят частники. Увы, частные сады появляются в Минске и регионах не так часто и уверенно, как хотелось бы. Пока на рынке образовательных услуг они скорее исключение из правил, чем правило. Почему так происходит, с какими сложностями сталкиваются новички и нужно ли создавать преференции для данной категории садов? Ответы на эти вопросы искали корреспонденты «Р».


Легальный частный детский сад: успешный бизнес или вереница проблем? Попробуем разобраться на собственном опыте. Задача — попытаться открыть детское дошкольное учреждение по закону.

Нет большого секрета в том, что детских садов в стране не хватает. Хотя строительство их ведется активно. Только в Минской области в планах построить до 2020 года 12 таких объектов. Но если поразмыслить, то частная инициатива могла бы стать неплохим подспорьем в решении вопроса доступности дошкольного образования. Однако статистика по частным детским дошкольным учреждениям из года в год не отличается разнообразием. Проблем много: немалые затраты на старте, а также масса усилий, чтобы оформить все легально. Что ж, попытаемся открыть дошкольное учреждение в Минске.

Звоню в службу «Одно окно» по месту регистрации. Быстро ввожу в курс дела: хочу открыть частный сад, подскажите алгоритм действий. И тут начинается: «Звоните в образование». Там, в свою очередь, сообщают: все нюансы обучения обсудить со мной готовы, но сейчас лучше уточнить юридические тонкости в соответствующем отделе. Новый номер в блокноте — и вновь меня направляют к другому специалисту, а тот, в свою очередь, рекомендует обратиться в «Одно окно». Да что ж такое?

— А пошаговый план действий вам никто и не даст, — заявляет Дмитрий Сивцов, в свое время он хотел открыть детский сад, но потом от этой затеи отказался. — Придется всю информацию собирать по крупицам.

Чтобы зарегистрировать свою деятельность, надо обратиться в главное управление юстиции, в управление регистрации и лицензирования. Но, по сути, это только начало пути. 

Тот, кто хочет открыть детский сад, размышляет, где найти пригодное помещение. Сделать это весьма непросто, и вот почему. Квадратные метры должны полностью соответствовать требованиям СанПиН, пожарной безопасности. Хорошо, если удастся арендовать помещение в государственном учреждении образования. В этом случае можно пользоваться общими музыкальными, физкультурными залами, пищеблоками и территорией для прогулок. Что и говорить, удобно. 

Снова берусь за телефон. Набираю номер Минского городского центра недвижимости. Что узнаю? Оказывается, подходящие помещения выставляют на аукцион не так часто. Но мне повезло.  Как раз такой объект есть в Ленинском районе, приободряет ведущий специалист Елена Бондаренко. Отлично! Правда, после разговора с  арендодателем мой позитивный настрой несколько снижает градус. Квадратные метры требуют капитального ремонта. Учитывая этот факт, первый год аренды мне посчитают по минимальным и понижающим коэффициентам, а потом придется платить где-то 16 миллионов ежемесячно. И это еще цветочки. Ягодки начались, когда стала обзванивать частных арендодателей. 

За аренду коттеджа владельцы и риелторы просят от 2 до 5 тысяч долларов! Можно, конечно, найти помещение на первом этаже обычного многоквартирного дома. Но в уме надо держать требования: помещение только на первом этаже, отдельный вход, специально отведенная площадка… Вопрос на засыпку: как все это воплотить в реальность?

— Мы изначально строили коттедж с целью использовать его как частный детский сад, — рассказывает заместитель директора частного детского сада «Елисеевы поля» Максим Мешков. — И все равно нам не удалось избежать проблем. Надо было выводить помещение из жилого фонда в нежилое. На это ушло почти полгода.

Допустим, с арендой разобрались. Теперь надо думать, где найти хороших педагогов, а заодно отыскать повара, диетсестру. Кстати, знаете  ли вы, что в кухне нужно пользоваться разделочными досками только из определенных материалов? Или что в дошкольном учреждении должно быть несколько холодильников — для сырых продуктов, приготовленных, для овощей и фруктов? Если перечитать требования СанПиН, а они есть в открытом доступе, то от их количества зарябит в глазах. А по-другому нельзя, подтверждает директор частного сада «Маленький принц» Алла Киклевич. Ведь речь идет о детях, об их безопасности. Поэтому в этом бизнесе остаются только самые стойкие, готовые выполнять все предъявляемые требования.

— Мы не смогли удержаться на плаву даже при 500 у.е. с воспитанника в месяц, — рассказывает «Р» на условиях анонимности Татьяна. — Только за  аренду в пересчете приходилось платить две тысячи долларов. Контингент воспитанников, понятное дело,  дети состоятельных родителей. Они хотят, чтобы с их малышами занимались музыкальные педагоги, дефектологи, преподаватели английского языка... А один специалист за то, что он проведет одно занятие, просит 20 долларов. Прибавьте сюда коммунальные расходы, закупку продуктов и так далее и тому подобное. О каком снижении оплаты для родителей и привлечении новых малышей можно говорить? Было бы замечательно, если бы для частников ввели льготы при оплате коммунальных расходов — газа, света, воды. Почему бы не ввести еще какие-то стимулирующие бонусы. Вспомните, как грамотно в нашей стране поддержали агроэкотуризм. И инициативные люди тотчас откликнулись — усадьбы стали расти как на дрожжах.  

Частный детский сад — бизнес социальный, предполагающий высокий уровень затрат. И важный вопрос здесь в том, сможет ли государство подставить плечо, взяв на себя хотя бы часть расходов.

Комментарий специалиста

Елена МАКАРЕВИЧ, главный специалист отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома:

— Сейчас в Минске работает 8 частных детских садов. В этом учебном году их посещают 206 малышей, в прошлом – 221. Всего же дошкольные учреждения города приняли более 93 тысяч воспитанников. 

Спрос на частные детские сады хоть и не очень большой, но есть. Однако частники не спешат открывать дошкольные учреждения. Сдерживающих факторов много. Непросто найти помещение, которое полностью соответствовало бы санитарным нормам и требованиям. Сейчас санитарные требования немного упрощены и позволяют размещать мини-детсады на первых этажах многоквартирных и частных домов. Но так открыть дошкольное учреждение возможно лишь в новостройках, где проектировщики изначально учтут все нюансы. И все равно санитарных норм и требований для открытия частного детского сада остается много. И это правильно. Ведь на кону не только образование, но и здоровье ребенка. 

Таисия АЗАНОВИЧ

azanovich@sb.by

Сад на частный лад


Заботливые родители стремятся дать своему ребенку в первую очередь качественное образование. Начинается оно  с дошкольного. Что бы ни говорили про детские сады, но именно живое общение со сверстниками благоприятно влияет на развитие социальных навыков малыша. Зная это, некоторые предусмотрительные родители резервируют место для чада чуть ли не сразу после выписки из роддома. Особенно популярно это в больших городах, где в государственных детских садах не всегда достаточно мест для всех желающих. Тем временем на рынок образовательных услуг приходит частник. Что там почем, выяснила «Р».


Частное унитарное предприятие по оказанию образовательных услуг населению «ДиАрСад» находится в брестском микрорайоне Старые Задворцы. В народе место именуют не иначе как частный детский Монтессори-сад. Сегодня это три разновозрастные группы от 2 до 7 лет. В каждой — не более 6 малышей. Но малые группы не есть результат прихоти родителей. Одна из главных аксиом педагогики Марии Монтессори (адаптирована в 160 странах мира) заключается в первостепенности индивидуального подхода в обучении. Особенно в период становления личности. Чтобы взрастить в маленьком человечке индивидуальность, воспитать уважение к себе и окружающим, необходимы время, внимание и терпение. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок должен крепко запомнить, что он интересен, его мнение внимательно слушают, к нему вовремя приходят на помощь. Такое общение возможно. И полноценно оно проявляется в мини-группах. 

Захожу в игровую зону и удивляюсь непонятным предметам, внешне напоминающим игрушки. Это знаменитые экологические Монтессори-материалы. Некогда полный комплект дидактики брестчане заказали в Омске. Тем, кто в теме, после этих слов остается лишь завидовать: мало какой, даже частный, детский сад имеет возможность учить деток по оригинальным, соответствующим мировым стандартам пособиям. Объяснение: произведенный по голландской технологии комплект стоил десятки тысяч долларов.

В основе системы обучения этого детского сада, как и в любом дошкольном учреждении образования страны, лежит государственная программа. На нее нанизаны уроки по методу Монтессори: ритмика, творчество, музыка, английский язык, особые «уроки тишины» и занятия по сенсорике. Не забываем об этикете: с двух лет малыш «познает» еду вилкой и ножом. После трапезы столовый прибор сменяет салфетка: промокнуть губы — обязательный ритуал истинного джентльмена или леди. В общении всегда звучат «волшебные» слова. Дети послушны и в этом: им объяснили, что именно эти фразы работают ускорителями в исполнении их желаний и просьб. А еще Монтессори-ребенок в шесть лет с ходу отличает картину Айвазовского от работы Шишкина. Немудрено: знакомство с мировым искусством тоже входит в графу дополнительных услуг. 

Этот детский сад начинался не совсем как коммерческий проект. Его «заложила» 19 лет назад нынешний директор Таисия Максимович. Будучи медиком по образованию, она искала педагогический подход к своей маленькой дочке. Методика Марии Монтессори не просто понравилась Таисии Васильевне, она была гениально простой и давала быстрый эффект. Дочь подросла, и опыт воспитания из личного превратился в общедоступный. Сначала мини-детсад ютился как арендатор помещений в государственном детском саду. Но желающих прибывало, решили строить свое здание. Итог — нынешнее помещение в Старых Задворцах. 

Месяц в Монтессори-саду стоит семь миллионов рублей. В квитанцию входят питание, пребывание с 7.30 до 19.00, занятия по иностранному языку, уроки по творчеству, ритмике, музыке и другие допуслуги. Но самое главное — у группы из 5—6 почемучек есть свой собственный всезнающий воспитатель, который целый день терпеливо отвечает на сотни вопросов.

Коммерческое дошкольное образование, как бы ни ошеломляли его расценки, имеет право быть и востребовано в Бресте. По информации управления образования Брестского облисполкома, в областном центре, помимо ЧУП Максимович, работает не менее пяти частных унитарных предприятий по оказанию образовательных услуг населению. 

Главный специалист отдела социальной и воспитательной работы управления образования облисполкома Наталья Шамович указывает на явную экономическую нишу в индустрии дошкольного образования: действующие санитарные правила позволяют открывать мини-детсады на первых этажах обычных домов и в коттеджах. Для этого необходим отдельный наружный вход с тамбуром. А еще на придомовой территории обязательно должна быть оборудована игровая площадка. И, наконец, нужно, чтобы в здании для детсада имелся определенный набор помещений, полностью обеспечивающий режим функционирования группы. К примеру, в группе, где воспитанники находятся от 2 до 4 часов, то есть без питания и дневного сна, должны быть комната со шкафчиками для верхней одежды и полками для обуви, игровая комната площадью не менее 18 «квадратов». В кухне или игровой — места для организации питьевого режима, для хранения индивидуальных полотенец, уборочного инвентаря, грязного белья. Санитарные правила разрабатывались, чтобы в населенных пунктах появились и совсем небольшие учреждения дошкольного типа. Вопрос лишь в том, многим ли под силу обеспечить такие условия в квартире или коттедже? Местные исполнительные органы помогают всем желающим начать индивидуальное предпринимательство и открыть частное дошкольное учреждение. 

Информационно-консультативная помощь бесплатна, дополняет Наталья Шамович:

— Сегодня для снятия напряжения с обеспеченностью местами в учреждениях дошкольного образования отделы образования, спорта и туризма предлагают мамам, имеющим педагогическое образование, открывать семейные детские сады. Также родителям предлагается использовать форму  кратковременного режима пребывания ребенка в дошкольном учреждении, что  позволило бы предоставить места остро нуждающимся. Но данные предложения не находят отклика у родителей.


К сожалению, большого желания открывать такие учреждения частники не изъявляют. Поэтому основную социальную нагрузку по-прежнему несет государство, констатирует заместитель начальника управления образования Брестского облисполкома Ирина Човжик. Для удовлетворения запросов родителей в Брестской области открываются новые формы дошкольного образования в государственных детских садах. В их числе — группы выходного дня, вечерние, адаптационные, сезонные и игровые площадки, а также материнские школы.

ЦИФРА

В этом учебном году в области функционирует 332 группы кратковременного пребывания для 3232 детей.

КСТАТИ

В Брестской области при сохранении темпов рождаемости по-прежнему будет существовать проблема определения детей в дошкольные учреждения по месту жительства в микрорайонах-новостройках городов Брест, Барановичи и Пинск. Всего в области проживают 87 125 детей 2—6 лет, из них 60 856 посещают 481 учреждение дошкольного образования и 106 учебно-педагогических комплексов «сад-школа».

Анна ПЕТРОЧЕНКО

hanna.petrachenka@yandex.ru

Группа на особом положении


Право выбора. Согласитесь, в любой сфере оно необходимо. У родителей альтернатива есть. Можно водить ребенка в государственный садик, а можно, если позволяет кошелек, отдать в частный. Но есть ли возможность выбора у мам и пап особенных детей? Да, работают интегрированные группы в обычных дошкольных учреждениях. Но есть ли частные детские сады, ориентированные на ребят с серьезными диагнозами? Оказывается, есть. В сентябре в Минске открылся мини-детсад для малышей с аутизмом. Это первый опыт в нашей стране — давайте изучим его изнутри. 

Воспитанникам Юлии ВИШНЕВСКОЙ интересно учиться.
Фото Павла ЧУЙКО

Необычный детский сад находится в обычной жилой многоэтажке по Колесникова, 30. Светлые комнаты, много развивающих игрушек, но есть особенность, которая сразу бросается в глаза, — пространство строго структурировано. Например, в коридоре у малышей свои ячейки с вещами. Возле каждой висят картинки с изображениями одежды. Это подсказка, в какой последовательности надевать вещи. Тут же на стене располагается расписание. Под фотографиями малыша — карточки. Они напоминают ему, к какому занятию сейчас надо приступить.  

Этот детский сад работает в 2 смены. На каждой — по 3 ребенка. Также приезжают малыши на индивидуальные занятия. Захожу в игровую комнату. Юлия Вишневская, создательница новой социальной услуги для особенных детей, занимается с ребенком. Мальчик не всегда слушается, может кричать без причины, что-то говорить на своем языке. Но Юлия продолжает занятия.

— Не надо ждать ответной реакции здесь и сейчас. Обычно общение с таким ребенком — это игра в одни ворота, когда ты постоянно предлагаешь новые идеи для игр, занятия. Но при этом чем раньше с малышом начнешь работу, тем выше вероятность эти проявления сгладить, — Юлия начинает делать мальчику массаж рук. —  При благоприятном исходе во взрослой жизни он сможет найти работу, создать семью и нормально общаться.

Каждый ребенок здесь час занимается на индивидуальных занятиях с дефектологом или психологом, также для каждого разработана специальная программа упражнений по сенсорной интеграции. Комплекс услуг стоит родителям в месяц около 10 млн рублей. Всего ходят 10 детей, но потребность — гораздо больше. Как только появилась информация об открытии такого сада, на Юлию обрушился шквал звонков. 

По официальной статистике, в Минске 185 детей имеют диагноз аутизм. По неофициальной — 800. Куда родителям податься с таким ребенком? Да, есть индивидуальные занятия. Но этих часов недостаточно, чтобы добиться нужного эффекта. Да, есть интеграционные группы в детских садах, где хорошие и опытные специалисты. Но у такого ребенка не налажены коммуникативные навыки, о какой интеграции тогда речь? Однако пока Юлия оформлена не как частный детский сад, а как ИП, оказывающий «прочие услуги». По официальным документам, ее мини-сад находится за бортом образовательной системы. В официальной статистике его нет.  

В чем причина? «Мы не можем выполнять государственный образовательный стандарт, как  в обычных детских дошкольных учреждениях, поскольку он общий для всех детей с психофизическими особенностями развития. При этом  каждому ребенку с аутизмом требуются занятия по индивидуальной программе». Например, один мальчик  легко складывает пазлы, умеет считать, составлять фигурки из конструктора, а с другим надо общаться с помощью коммуникационной книги, где каждая картинка передает отдельную просьбу ребенка. Каждому нужна своя программа. Иначе результата не будет. Что касается остального, то все требования СанПиН и пожарной безопасности здесь соблюдаются. Хотя надо осознавать, что все эти правила и нормы ориентированы на обычных детей. Дети с аутизмом нуждаются в особом немерцающем освещении, в использовании направляющих цветовых схем определенных оттенков, помогающих им ориентироваться… Поэтому хорошо бы, если бы все эти моменты принимали во внимание.

Кстати, Юлия Вишневская заинтересовалась проблемой аутизма не случайно. У нее трое детей. Младшим близняшкам поставлен такой диагноз.

Именно поэтому она настроена развиваться в этом направлении. Чтобы воплотить свою идею в жизнь — открыть такой сад, — даже продала бабушкину трехкомнатную квартиру. Пока это первый опыт для нашей страны. Но опыт нужный и своевременный, когда для работы с особенными детьми частная инициатива приходит на подмогу государственным учреждениям образования.  А благое начинание почему бы не поддержать?

Таисия ХРАЛОВИЧ

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter