Социальное уродство

Почему дети попадают в группу риска?
Почему дети попадают в группу риска?

Двухлетнюю Юлю, жившую в одной из деревень Молодечненского района, уморили голодом собственные родители. Кроме алкоголя (!) в желудке мертвой малышки эксперты ничего не обнаружили. На теле девочки не было живого места: методы «воспитания» супругов Трепляков по жестокости превосходили средневековые пытки. Долгое время медики и представители местной власти наблюдали за происходящим в неблагополучной семье, фиксировали в различных актах жуткое состояние девочки, но в колокола не били. Почему?

Кроме Юли, у Трепляков было еще двое детей: 4–летняя Настя и 3–летняя Лиза. Впрочем, детством жизнь девочек не назовешь. 56 тысяч детского пособия (весь семейный бюджет тунеядствующих пьяниц) вылетали в трубу за два дня. Пока, мучаясь от похмелья, мать с отцом рыскали по округе в поисках бутылки, сестры выпрашивали у прохожих еду. На голодный рев дочек Трепляки реагировали своеобразно: раздавали оплеухи и привязывали веревкой к кровати, а в «хорошем» настроении — делились с детьми... выпивкой. Соседи на раз видели, как горе–мать наливала детям рюмку, а затем хохотала, наблюдая за их неуклюжими движениями.

Юля родилась очень слабенькой и весила всего около двух килограммов. Пока ребенка выхаживали в стационаре, его никто не навещал. Однако медиков это не насторожило: младенца отдали родителям. В один из визитов педиатр, работник сельсовета и участковый застали у Трепляков жуткую картину: Юля лежала на кровати без простыней, покрытая коркой грязи. Девочку отправили в больницу с диагнозом острая респираторная инфекция, а после лечения... вновь вернули родителям–садистам. И тем самым обрекли на гибель. Вскоре над Трепляками состоится суд. Но ребенка он к жизни не вернет...

История, как ни печально, вовсе не уникальная. Хотя в таких случаях закон наделяет службы, обязанные охранять детство, широкими полномочиями — вплоть до обращения в суд. Право есть. А вот с практикой его применения дело обстоит не так безупречно, как хотелось бы.

Ежегодно прокуроры проводят около 2 тысяч проверок исполнения законодательства о правах ребенка. Обнаруживают тысячи нарушений. К административной ответственности привлекают сотни должностных лиц. Счет уголовных дел идет на десятки. Однако время от времени всплывают все новые факты безответственного (а иногда и преступного) отношения к правам ребенка. Анализ последних исследований, проведенный республиканской Прокуратурой, наводит на некоторые мысли. Ростки будущего социального сиротства заметить можно. Что мешает? Может быть, равнодушие?

«Ни в одном из хозяйств Каменно–Лавского и Александрийского сельских Советов Шкловского района не были созданы комиссии содействия семье и школе. Администрацией Староводвянской базовой школы не выполняется решение райисполкома N 5–47 от 14.03.2004 г. о ежемесячном представлении в комиссию по делам несовершеннолетних актов обследования семей, находящихся в социально опасном положении. При этом в микрорайоне данной школы проживает значительное количество неблагополучных семей, совершается большая часть преступлений и правонарушений...» — сделан вывод в одной из прокурорских проверок. Что дальше? Момент, когда еще можно сберечь семью, упущен. Ситуация становится необратимой, как с крохой Юлей. Если есть хоть малейшая угроза повторения этого сценария, тут уж нужно, как говорится, рубить сплеча — срочно изолировать ребенка от пропащих родителей. Увы, у компетентных служб не всегда доходят до этого руки...

Семилетний Виталик Бобан из Бреста за короткий срок успел стать завсегдатаем в местном социальном приюте: статус «неблагополучной» семья Бобанов получила еще в 2004 году. Мать с отцом отлучкам сына были лишь рады: гудели на всю катушку. Возвращаться в «пьяную» квартиру для мальчика было небезопасно. Однако районный отдел образования принял другое решение: Виталик вновь оказался в кошмаре наяву, а потом — опять в приюте.

Жертвами преступлений ежегодно становятся 3 — 3,5 тысячи детей. Многие страдают от рук собственных пап и мам. В прошлом году 14 ребят расстались с жизнью по собственному желанию. Столько же — убиты. В ДТП погибло более 70 мальчиков и девочек. По другим причинам (пожары, отравления и т.д.) — еще 130 ребят. А ведь этих трагедий могло бы и не быть, прояви мы, взрослые, чуть больше чуткости и внимания.

Компетентный комментарий

Валерий Иванов, начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи республиканской Прокуратуры:

— Четкая система защиты прав и интересов детей работает довольно эффективно. Но пока в стране такое количество сирот — 32,2 тысячи, — говорить о решении детских проблем рано. Прибавьте к предыдущей цифре группу риска — около 6 тысяч неблагополучных семей — и получим неутешительную картину. Декрет Президента «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» предусматривает меры, направленные на борьбу с таким позорным явлением, как социальное сиротство. В документе прописан механизм координации усилий всех звеньев цепочки по защите детства — от органов опеки и попечительства до судов. Ужесточена ответственность нерадивых родителей за невыполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. В ближайшее время мы проверим исполнение прописанных в декрете норм и непременно обнародуем результаты этой проверки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter