Социальная квартира: без розеток, с дырами в стенах и гнилыми рамами

Проблема, с которой обратилась Любовь Ивановна Альшевская, позвонив на горячую линию «Знаменки», изначально показалась проще, чем было на самом деле.

Проблема, с которой обратилась Любовь Ивановна Альшевская, позвонив на горячую линию «Знаменки», изначально показалась проще, чем было на самом деле. Начав детально разбираться в ситуации, все оказалось намного сложнее – раз за разом всплывали любопытные факты и возникали интересные вопросы, ответы на которые искал корреспондент «ЗН».


«Зайдя в квартиру, мы были шокированы»


Любовь Ивановна рассказала, что в социальной квартире, выделенной парню-сироте, которого она воспитывает 20 лет, невозможно жить.


– Я просто вынуждена к вам обратиться, – сказала женщина. – Квартиру, которую предоставили Виктору в Браславе, назвать жильем можно с трудом. Она в ужасном состоянии: все окна гнилые – стекла висят на Сантехника на кухне в непригодном состояниибольшом расстоянии от сгнивших рам, стены в трещинах, вместо розеток дыры, нет ни одного патрона для лампочек, а в кухне сантехника тоже оставляет желать лучшего. Мы обращались с заявлением в «Браслав-коммунальник» с просьбой о ремонте, но мне ответили, что «мы не благотворительная организация». А в официальном ответе написали, что до 30 ноября заменят только наружные оконные рамы и отремонтируют балкон.


Вот тут и возникает первый вопрос – почему же Виктор подписал договор найма, если квартира в жутком состоянии? Но, как оказалось, посмотреть на нее до подписания договора Альшевским не удалось.


– Когда мы пришли забирать ключи от этой чудной квартиры, нам сказали, что сначала нужно подписать договор, – рассказал Виктор. – Именно поэтому я его и подписал. Но никто из представителей ЖКХ после этого осматривать жилье с нами не пошел. Когда мы вошли в квартиру, то испытали настоящий шок. Ведь если верить договору, то «жилое помещение социального пользования, в том числе инженерное оборудование, пригодно для проживания и находится в исправном состоянии».


Вместо розеток в стенах дырыСовершенно случайно Виктор узнал, что в этой квартире до сих пор зарегистрирован предыдущий жилец.
– А в выписке из решения Браславского районного исполнительного комитета от 7 сентября 2012 года говорится, что квартира № 17, расположенная в г. Браславе по улице Садовой, 71, освобождена.


Чтобы узнать, как обстоит дело на самом деле, мы связались с бывшим жильцом этой квартиры.


– Она была еще в худшем состоянии, когда я заселялся, – рассказал «Знаменке» молодой человек. – Ремонт я не делал, потому что строил собственное жилье.


– А вы не обращались в ЖКХ с просьбой о проведении ремонта? – поинтересовался я.


– Я не мог обратиться в ЖКХ с какими-то претензиями или просьбами, потому что снимал эту квартиру. Мне ее сдавала девушка, которая уверяла, что эта квартира ее родственников, проживающих в Минске. Но выплатить даже первый платеж я не успел. Буквально дней через десять ко мне пришел представитель ЖКХ и сообщил, что хозяин квартиры умер и я должен освободить ее. После этого мне все же пришлось отправиться в исполком, потому что идти мне со своей семьей было некуда – я, как и Виктор, сирота. Решением комиссии квартиру было решено все-таки оставить мне, пока не закончится строительство. Но через несколько дней пришел протест от прокурора, где говорилось, что я заселен на незаконных основаниях – без соблюдения очереди. После этого последовали суды. В итоге я сам съехал в августе этого года.


– А почему вы до сих пор не выписались?


– Юрист из ЖКХ сказала, что я могу не выписываться, пока не перееду в свою квартиру. Зачем же мне платить кому-то за регистрацию? Думаю, что через месяц, когда будут решены формальности с моим жильем, я выпишусь. Пока опять живу в съемном жилье. А вот договор я вроде бы расторгнул.

«Вы других социальных квартир в Браславе не видели»


Кстати, в договоре, который подписал Виктор, написано, что предоставляемая ему квартира имеет номер 1, хотя на самом деле – 17. Надеясь на то, что в «Браслав-коммунальник» нам объяснят, почему в документе была допущена такая ошибка, мы обратились к юрис-консульту организации Веронике Яблонской.


Стекла висят на большом расстоянии от сгнивших рам– Это несерьезная опечатка, которую мы уже исправили, – сказала юрист.


– Но вы же не предоставили Альшевскому исправленный вариант договора…


– Так, ну хорошо, дальше что? – спросила меня юрист.


– А почему Виктору не дали возможность перед заключением договора посмотреть квартиру?


– Гражданин Альшевский имел на руках решение и мог ознакомиться с квартирой, но пришел только на подписание договора. Я не знаю, что ужасного в этой квартире – обыкновенная она.


– Но вы, наверное, не стали бы жить в такой…


– Вы просто не видели другие социальные квартиры в Браславе, без удобств, без ничего… Ладно, это мое субъективное мнение.


– Так, а почему все-таки не выписан прежний жилец?


– Для этого ему нужно где-то зарегистрироваться. Это решаемый вопрос. Поэтому я не вижу в этом проблемы… Когда закончится оформление свидетельства о госрегистрации и техпаспорта, он сможет быть зарегистрирован в построенной кооперативом квартире. Это произойдет в ближайшее время.


– А почему это должно интересовать Виктора Альшевского?


– Скажу вам честно, Виктор не обращался по поводу регистрации. И нет никаких письменных возражений о том, что он не хочет жить в этой квартире. А что касается ремонта, то в соответствии с правилами пользования его должен делать наниматель.


– А как можно было расторгнуть договор с предыдущим жильцом, если в квартире нет даже патронов для лампочек и розеток?


– Этот вопрос не ко мне. Там был инженер-строитель.


Следующим, кому удалось дозвониться, был специалист отдела архитектуры и строительства Браславского райисполкома Александр Скрипленок. В ответ на мой рассказ об этой квартире специалист пообещал сообщить об этом заместителю председателя райисполкома по строительству Эдуарду Ананичу.


– Этот вопрос будет решаться, – заверил Александр Скрипленок.


Компетентно


Александр Жук – юрист, магистр права:


– Допущенная ошибка с номером квартиры подтверждает то, что гражданин Альшевский перед подписанием договора квартиру не осматривал.


Какие мне видятся способы решения проблемы? Поскольку вместо предназначенной для заселения квартиры № 17 в договоре найма указана квартира № 1, то Альшевский должен заселяться именно в квартиру № 1. А поскольку это невозможно, то Браславский РИК предложит заключить новый договор найма, указав в нем квартиру № 17. Альшевский вправе отказаться заключать этот договор, поскольку квартира № 17 не пригодна для нормального проживания.


В однокомнатную социальную квартиру можно заселять только в том случае, если договор найма с преды-дущим нанимателем расторгнут. В свою очередь расторжение договора найма является основанием для снятия предыдущего нанимателя с регистрационного учета (п. 37 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утв. Указом Президента от 07.09.2007 г. № 413)


Если вы столкнулись с проблемой, которую не можете решить самостоятельно, звоните на горячую линию «Знаменки» по телефону в Минске (8–017) 287–16–84.

 

Николай МАЧЕКИН, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter