Сотрудничество без пауз

Восемь лет существует в Калининграде отделение посольства Республики Беларусь. И все это время им руководит Владимир Заломай. Наш корреспондент побеседовал с ним о перспективах и проблемах сотрудничества между российским анклавом на Балтике и Беларусью.

— Мы действуем в рамках уникального соглашения, подписанного в 1999 году во время визита Президента Беларуси в Калининград, — рассказывает Владимир Александрович. — В рамках этого соглашения действует и белорусско-балтийский экономический совет, который собирается ежегодно. Ключевым моментом стал прошлый год — в декабре была подписана программа взаимовыгодного сотрудничества между Калининградской областью и Беларусью на 2006—2010 годы. Эта всеобъемлющая программа охватывает все сферы деятельности, в которых мы могли бы быть полезны друг другу, ведь для Беларуси Калининградская область является традиционным партнером. Так уж исторически сложилось, что основной поток рыбной продукции идет в Беларусь из Калининграда. Отсюда мы получаем и целлюлозу, бумагу. В свою очередь Беларусь является основным поставщиком леса для переработки на калининградских ЦБК, а также основных строительных материалов. Белорусы здесь закрепились и как ведущие строительные компании, которые обеспечили пуск ТЭЦ-2. И сегодня крупная белорусская фирма “Содружество” выиграла тендер на строительство уникального предприятия — производства по переработке масличных культур в городе Светлом. Практически ни один крупный строительный объект в регионе не обходится без участия наших организаций. Ремонт всех мостов в Калининграде ведется белорусскими подрядчиками-мостостроителями. Большая группа специалистов участвует в реконструкции Неманского ЦБК. Все эти организации поначалу обращаются к нам в отделение посольства за информацией о различных направлениях деятельности. Ведь мы знаем ситуацию в регионе.
Не стоит забывать, что в области проживает более 100 тысяч белорусов, которые являются, можно сказать, коренной нацией анклава. Конечно, некоторые проблемы существуют и в пограничных вопросах, и в таможенном оформлении, но все это преодолимо при желании дружить. У нас, в частности, очень большие планы по сотрудничеству с портами области, хотелось бы, чтобы они стали доступнее для Беларуси.
— Проблемы продиктованы особенностями расположения портов?
— Да, и поэтому требуется их реконструкция, возможно, вынос глубоководных частей порта на выходе из Калининградского залива. Для нас очень важны поставки калийных удобрений, ведь Беларусь является одним из ведущих поставщиков этого продукта на мировом рынке. Плюс металл, особые виды проката, который мы поставляем почти во все страны мира. Для нас важно возить эти товары крупнотоннажными судами, которые пока не могут войти в мелководные калининградские порты.
— Сейчас белорусские грузы больше идут в Клайпеду, чем в Калининград.
— К сожалению, это так. Но тут играют роль еще и дискриминационные условия перевозки грузов в Калининград по территории Литвы. Цена перевозки тонны удобрений по литовской территории в сторону Калининграда в два раза дороже, чем в Клайпеду. Хотя это расстояние всего 230 км, а до Клайпеды дорога в два раза длиннее. Это вопрос давний, и мы пока никак не можем решить его. Поэтому и проблема использования портового хозяйства Калининграда стала сегодня одним из ключевых вопросов в строительстве Союзного государства. Недавно состоялось очередное заседание координационного совета. Была создана рабочая комиссия для изучения возможностей более полного использования портов Союзным государством. А для этого нужны капитальные вложения и инвестиции. Не исключено, что из союзного бюджета будет финансироваться строительство глубоководного порта в Балтийске, уже есть наработки в этом направлении.
— Мы говорим о едином транспортном и таможенном пространстве, но белорусские таможенники проверяют калининградцев, когда они въезжают в Беларусь.
— Таможенники проверяют, когда вы въезжаете из Литвы. А если едете из Смоленска в Беларусь, вас никто не проверяет. Это я считаю достижением. Как и равные права наших граждан: белорус может сюда приехать, устроиться на работу, его трудовое соглашение позволяет ему зарегистрироваться и целый год трудиться. Ему не требуется никаких миграционных карт, разрешений. Сегодня в рамках новых соглашений между нашими странами решены вопросы налогообложения. Сокращено время оформления вида на жительство для белорусов на территории России и для россиян на территории Беларуси. Это очень важно. Оставаясь гражданином своей страны, человек может работать, получать пенсию, свободно передвигаться в пространстве Союзного государства. Но есть проблемы, которые мы пока не обуздали. Прежде всего и мы, и калининградская сторона озабочены недогрузом местного портового хозяйства. Тут могли бы быть грузы из Беларуси. И мы обязательно найдем решение этой проблемы.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter