«Сотники» и «десятники»

Куда исчезли «трехсотники» на ЦТ: ответ профессионала

Высокий балл выпускника на ЦТ — это высокая оценка и школе, которую он окончил, и конечно же, учителю-предметнику. Впрочем, когда речь идет об одном успешно сданном тесте, то тут, может быть, и есть место случайности. А когда их целая серия? В личном зачете учителя химии Лицея БГУ Татьяны КОЛЕВИЧ высокие баллы выпускников на ЦТ — это уже правило. В этом году у ее ребят баллов сертификатов ниже 90 попросту нет, а три выпускницы и вовсе набрали по заветной «сотне». Секреты успеха преподавателя выясняла корреспондент «Р».
Татьяна Ковалевич

— Татьяна Александровна, вы как-то сказали, что ваш нынешний выпускной химико-биологический класс был особенным. Да, их результаты ЦТ по химии впечатляют. Но что вы имели в виду?

— Зачастую в стандартном классе есть несколько отличников, несколько двоечников и хорошисты. А здесь хорошистов практически не было. Что и говорить — 12 человек из 22 окончили школу с золотыми медалями! Если честно, я долго думала, какие итоговые оценки лучшим ребятам этого класса ставить? Много десяток на более высоком уровне всегда вызывают настороженность, потому что это, если пользоваться нормами прежней пятибалльной системы, фактически пять с плюсом. Ну а как поставить оценку ниже, если я понимаю — знания ребят очень высоки, и высокой будет оценка ЦТ. Я поставила многим десятки в аттестаты, и ребята свои знания подтвердили.

— Многие из лицеистов говорили о том, что задания по химии в этом году были проще. Это так?

— Может быть, задания по химии стоило бы и немного усложнить. Чтобы наилучшим образом дифференцировать знания всех участников. А так все сильные дети получили по 100 баллов. И таким вузам, как, например, медуниверситет, придется в эту вступительную кампанию сложно — будут очень высокие проходные баллы.

— Скажите, угадать ответы в ЦТ по химии можно?

— На сто баллов вряд ли. Комбинатор удачи поможет отыграть разве что 10—20. И что дальше? Кроме того, вторая часть теста состоит из письменных ответов. Их вряд ли угадаешь. Другое дело, что неприятно осознавать, что некоторые вузы берут абитуриентов и с низкими баллами. В голове не укладывается. Ведь это даже не двоечники, это хуже. В прежние времена, получая двойку на вступительном экзамене, в вуз абитуриент не проходил автоматически. Теперь ситуация другая. Но, на мой взгляд, такой подход следует менять.

— Когда нужно начинать подготовку, чтобы добиться высокого результата?

— Если есть определенная база, не поздно это сделать за два последних года. Даже при изначально слабом результате. Другое дело, что для этого нужно, чтобы сам молодой человек этого очень хотел.

— Что делать? Штудировать сборники ЦТ прошлых лет?

— И это тоже. Они хороши своей выверенностью. Если во многих задачниках есть ошибки, там их точно нет. Кроме того, в лицее мы стараемся проводить контрольные и проверочные работы в форме ЦТ. Чтобы было много мелких заданий и чтобы ребята проверяли как можно больше элементов содержания. Не то чтобы, например, 5 разноуровневых заданий, как обычная контрольная в школе — сиди и голову ломай, какие отметки ставить. А там четко — да/нет, задачу решил или не решил. Такого рода задания легко можно проверять с помощью современных электронных средств. И мы активно этим пользуемся: ZipGrade, GradeCam. Для этого ребятам даются задания, которые они выполняют на специальном бланке. Дальше бланк можно отсканировать с телефона и тут же на экране получить результат. Проверка занимает считаные минуты. Ребята тут же видят свои ошибки и их исправляют. Если что-то непонятно, консультируются. За урок мы успеваем очень многое. Кстати, в этом году даже вступительные экзамены по физике и биологии проводили с помощью такого автоматизированного контроля. И не было ни одной аппеляции или претензии. То есть эти формы контроля очень эффективны. И, может, то, что мы их применяем, помогло нашим ребятам на ЦТ.

Одна из воспитанниц Татьяны Колевич Анна Скрипская набрала рекордные 299 баллов на ЦТ
Фото tut.by

— Многие считают такую подготовку к ЦТ натаскиванием.

— Побеседовав с нашими ребятами, я думаю, вы это мнение измените. Это грамотные и гармонично развитые люди. Они поют, танцуют, играют на гитаре. И зря мы прибедняемся, что молодежь у нас не та. Та. И другой у нас нет. А среди ее представителей очень много людей достойнейших. И задача наша, преподавательская, чтобы они самореализовались, раскрылись. Многое зависит от нас и от нашего отношения. Я, глядя на них, может, с позиции прожитых лет понимаю — это чьи-то любимые дети, внуки, которые очень дороги своим близким, как и мои мне. Почему мы должны любить их меньше? И мне кажется, это приносит отдачу. В лицее многие ребята находят себя, расцветают.

— Вас обижает, если ваши воспитанники обращаются к репетиторам?

— Есть коллеги, которые говорят: если ребенок после меня обратился к репетитору, это позор! У меня подход несколько иной. Я оставляю это на усмотрение семьи. Тем более что некоторые измеряют уровень любви к своему ребенку количеством потраченных денег. Но лично я работаю так, чтобы репетитор был не нужен. И я знаю, что многие лицеисты к ним не обращались. А был случай, когда одного из моих ребят репетитор попросту отправил домой, сказав, что добавить к знаниям молодого человека ему нечего.

— Татьяна Александровна, как вы считаете, можно сегодня найти какую-то иную форму оценки знаний, которая давала бы такую же прозрачность и такую же точность, как ЦТ?

— Не думаю. Да и есть ли в этом необходимость? За 13 лет, которые система только совершенствовалась, она доказала свою эффективность. По своему опыту могу сказать, что как наши ребята учились, так и сдавали ЦТ. То есть корреляция между школьной оценкой и тестирования равнялась практически 100%. Тем, кто критикует ЦТ, могу сказать: готовьтесь лучше! Часто критика начинается лишь из-за того, что плохо сдали ЦТ дети каких-то очень представительных родителей. Кстати, меня поразила недавняя информация в СМИ о том, как некоторые репетиторы в этом году сдавали экзамены, и один из молодых математиков заявил, что задания ЦТ только на 70% соответствуют школьной программе. Я ему хочу сказать: «Изучи программу!» В чем-чем, а в этом РИКЗ обвинить сложно. Они все эти нормы соблюдают.

— Каков ваш прогноз — средний балл ЦТ по химии в этом году вырастет?

— По совместительству я работаю в Национальном институте образования и имею отношение к разработке новых программ. Я ожидала и думаю, так оно и будет, что средний балл на ЦТ по химии будет повыше, чем в предыдущие годы. Почему? Дело в том, что в этом году был первый выпуск по новой программе. А она ни много ни мало заключается в том, что мы поменяли местами содержание учебных программ 10-го и 11-го классов. Зачем? Потому что материалы 10-го класса больше соответствуют содержанию ЦТ, а значит, логичнее изучать их в выпускном классе. Я приложила все усилия, чтобы это произошло и чтобы учебные курсы были удобнее для тех, кто обучается на уровне средней школы. И многие знакомые репетиторы сказали: стало легче работать. Если так говорят репетиторы, значит, легче готовиться и тем, кто делает это самостоятельно.

Вера АРТЕАГА

veraart14@mail.ru


Абаротны бок поспеху

Штогод ёсць тыя, хто здзіўляе нас па выніках цэнтралізаванага тэсціравання стабальнымі вынікамі. Вось і ў гэтым годзе на вышэйшы бал выканана 314 экзаменаў і выдадзена столькі ж сертыфікатаў. Дарэчы, у мінулым годзе іх было не менш, а нават больш — 330. Па дзве запаветныя «сотні» тады атрымалі 15, а цяпер 11 хлопчыкаў і дзяўчынак. Няма ў гэтым годзе і тых, хто б атрымаў максімальны бал па ўсіх трох іспытах ЦТ. У 2016-м такіх было трое.

Зрэшты, атрымаць нават адну «сотню» ў агульную скарбонку — дарагога варта. Бяссонных начэй, хваляванняў, адмовы ад нейкіх любімых спраў, няхай і на час. Дарэчы, больш за ўсё высокіх вынікаў гэтага года — каля 70 (!) — па матэматыцы. Самым масавым, але і самым складаным прадмеце. Як гэтага дамагчыся? Напрыклад, выпускнік фізіка-матэматычнага класа гімназіі № 6 Брэста Валянцін Дарафееў да гэтага экзамену рыхтаваўся сам. Балазе гімназічная падрыхтоўка дастаткова высокая. І ўсё ж вынік стаў для маладога чалавека прыемным сюрпрызам:

— Чакаў, што ён будзе ніжэй. Справа не ў няўпэўненасці ва ўласных сілах. Я прайшоў усе тры этапы рэпетыцыйнага тэсціравання, і з разу ў раз пісаў яго ўсё горш. Першы вынік быў 96, потым 85 балаў. Апошні этап я напісаў на 66 і знерваваўся. І, як аказалася, дарма.

Рэпетытар маладому чалавеку спатрэбіўся толькі па рускай мове — у выніку годныя 90 балаў. Па фізіцы да абсалютнага выніку не хапіла ўсяго чатырох балаў. Тым не менш вынік уражвае. А значыць, можна прэтэндаваць на самыя прэстыжныя спецыяльнасці.

Другое месца ў спісе стабальных сертыфікатаў у рускай мовы. Такіх вынікаў на краіну — 66. У ліку яго шчаслівых уладальнікаў, як гэта не дзіўна, выпускніца фізіка-матэматычнага класа Гомельскага гарадскога ліцэя Дар’я Кузькіна. Дарэчы, да гэтага экзамену дзяўчына рыхтавалася сама. А вось па фізіцы і матэматыцы звярталася да рэпетытараў.

— Хутчэй для падстрахоўкі, чым гэта было сапраўды трэба. У выніку — дастаткова высокія балы. Напрыклад, па матэматыцы — 89. Але такі высокі бал па рускай мове — гэта, калі шчыра, сюрпрыз. Думала, напішу горш. Але наогул заўсёды любіла два прадметы — рускую мову і матэматыку. Думаю, адсюль такія высокія вынікі.

Па хіміі па краіне — 25 «сотняў», па біялогіі — усяго 18. Ганна Скрыпская з Ліцэя БДУ ўвайшла ў абодва спісы. А вось рускую мову дзяўчына здала на бал горш — на 99. Курсы, рэпетытары, факультатывы — 11-ы клас у яе быў няпросты. Ліцэістка падышла да падрыхтоўкі ЦТ з вялікай адказнасцю. Хоць страхі былі і ў яе. Паспрабаваўшы рашыць тэст са зборніка ЦТ, дзяўчына раптам зразумела, што не можа зрабіць гэта хутка і з высокім вынікам. Тады ўзялася за падрыхтоўку больш сур’ёзна. Тым не менш ёй гэта не перашкаджала займацца хобі. Напрыклад, скончыць школу мадэляў.

Цікава, але ўсе абітурыенты як адзін кажуць: падрыхтавацца да ЦТ усяго за год цалкам рэальна. Галоўнае, не губляць час дарэмна. Вызначыў сабе план падрыхтоўкі і — цалкам яго прытрымлівайся. І тады поспех гарантаваны.

Вера ГАНКІНА

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?