— Татьяна Александровна, вы как-то сказали, что ваш нынешний выпускной химико-биологический класс был особенным. Да, их результаты ЦТ по химии впечатляют. Но что вы имели в виду?
— Зачастую в стандартном классе есть несколько отличников, несколько двоечников и хорошисты. А здесь хорошистов практически не было. Что и говорить — 12 человек из 22 окончили школу с золотыми медалями! Если честно, я долго думала, какие итоговые оценки лучшим ребятам этого класса ставить? Много десяток на более высоком уровне всегда вызывают настороженность, потому что это, если пользоваться нормами прежней пятибалльной системы, фактически пять с плюсом. Ну а как поставить оценку ниже, если я понимаю — знания ребят очень высоки, и высокой будет оценка ЦТ. Я поставила многим десятки в аттестаты, и ребята свои знания подтвердили.
— Многие из лицеистов говорили о том, что задания по химии в этом году были проще. Это так?
— Может быть, задания по химии стоило бы и немного усложнить. Чтобы наилучшим образом дифференцировать знания всех участников. А так все сильные дети получили по 100 баллов. И таким вузам, как, например, медуниверситет, придется в эту вступительную кампанию сложно — будут очень высокие проходные баллы.
— Скажите, угадать ответы в ЦТ по химии можно?
— На сто баллов вряд ли. Комбинатор удачи поможет отыграть разве что 10—20. И что дальше? Кроме того, вторая часть теста состоит из письменных ответов. Их вряд ли угадаешь. Другое дело, что неприятно осознавать, что некоторые вузы берут абитуриентов и с низкими баллами. В голове не укладывается. Ведь это даже не двоечники, это хуже. В прежние времена, получая двойку на вступительном экзамене, в вуз абитуриент не проходил автоматически. Теперь ситуация другая. Но, на мой взгляд, такой подход следует менять.
— Когда нужно начинать подготовку, чтобы добиться высокого результата?
— Если есть определенная база, не поздно это сделать за два последних года. Даже при изначально слабом результате. Другое дело, что для этого нужно, чтобы сам молодой человек этого очень хотел.
— Что делать? Штудировать сборники ЦТ прошлых лет?
— И это тоже. Они хороши своей выверенностью. Если во многих задачниках есть ошибки, там их точно нет. Кроме того, в лицее мы стараемся проводить контрольные и проверочные работы в форме ЦТ. Чтобы было много мелких заданий и чтобы ребята проверяли как можно больше элементов содержания. Не то чтобы, например, 5 разноуровневых заданий, как обычная контрольная в школе — сиди и голову ломай, какие отметки ставить. А там четко — да/нет, задачу решил или не решил. Такого рода задания легко можно проверять с помощью современных электронных средств. И мы активно этим пользуемся: ZipGrade, GradeCam. Для этого ребятам даются задания, которые они выполняют на специальном бланке. Дальше бланк можно отсканировать с телефона и тут же на экране получить результат. Проверка занимает считаные минуты. Ребята тут же видят свои ошибки и их исправляют. Если что-то непонятно, консультируются. За урок мы успеваем очень многое. Кстати, в этом году даже вступительные экзамены по физике и биологии проводили с помощью такого автоматизированного контроля. И не было ни одной аппеляции или претензии. То есть эти формы контроля очень эффективны. И, может, то, что мы их применяем, помогло нашим ребятам на ЦТ.
— Многие считают такую подготовку к ЦТ натаскиванием.
— Побеседовав с нашими ребятами, я думаю, вы это мнение измените. Это грамотные и гармонично развитые люди. Они поют, танцуют, играют на гитаре. И зря мы прибедняемся, что молодежь у нас не та. Та. И другой у нас нет. А среди ее представителей очень много людей достойнейших. И задача наша, преподавательская, чтобы они самореализовались, раскрылись. Многое зависит от нас и от нашего отношения. Я, глядя на них, может, с позиции прожитых лет понимаю — это чьи-то любимые дети, внуки, которые очень дороги своим близким, как и мои мне. Почему мы должны любить их меньше? И мне кажется, это приносит отдачу. В лицее многие ребята находят себя, расцветают.
— Вас обижает, если ваши воспитанники обращаются к репетиторам?
— Есть коллеги, которые говорят: если ребенок после меня обратился к репетитору, это позор! У меня подход несколько иной. Я оставляю это на усмотрение семьи. Тем более что некоторые измеряют уровень любви к своему ребенку количеством потраченных денег. Но лично я работаю так, чтобы репетитор был не нужен. И я знаю, что многие лицеисты к ним не обращались. А был случай, когда одного из моих ребят репетитор попросту отправил домой, сказав, что добавить к знаниям молодого человека ему нечего.
— Татьяна Александровна, как вы считаете, можно сегодня найти какую-то иную форму оценки знаний, которая давала бы такую же прозрачность и такую же точность, как ЦТ?
— Не думаю. Да и есть ли в этом необходимость? За 13 лет, которые система только совершенствовалась, она доказала свою эффективность. По своему опыту могу сказать, что как наши ребята учились, так и сдавали ЦТ. То есть корреляция между школьной оценкой и тестирования равнялась практически 100%. Тем, кто критикует ЦТ, могу сказать: готовьтесь лучше! Часто критика начинается лишь из-за того, что плохо сдали ЦТ дети каких-то очень представительных родителей. Кстати, меня поразила недавняя информация в СМИ о том, как некоторые репетиторы в этом году сдавали экзамены, и один из молодых математиков заявил, что задания ЦТ только на 70% соответствуют школьной программе. Я ему хочу сказать: «Изучи программу!» В чем-чем, а в этом РИКЗ обвинить сложно. Они все эти нормы соблюдают.
— Каков ваш прогноз — средний балл ЦТ по химии в этом году вырастет?
— По совместительству я работаю в Национальном институте образования и имею отношение к разработке новых программ. Я ожидала и думаю, так оно и будет, что средний балл на ЦТ по химии будет повыше, чем в предыдущие годы. Почему? Дело в том, что в этом году был первый выпуск по новой программе. А она ни много ни мало заключается в том, что мы поменяли местами содержание учебных программ 10-го и 11-го классов. Зачем? Потому что материалы 10-го класса больше соответствуют содержанию ЦТ, а значит, логичнее изучать их в выпускном классе. Я приложила все усилия, чтобы это произошло и чтобы учебные курсы были удобнее для тех, кто обучается на уровне средней школы. И многие знакомые репетиторы сказали: стало легче работать. Если так говорят репетиторы, значит, легче готовиться и тем, кто делает это самостоятельно.
Вера АРТЕАГА
veraart14@mail.ru
Абаротны бок поспеху
Штогод ёсць тыя, хто здзіўляе нас па выніках цэнтралізаванага тэсціравання стабальнымі вынікамі. Вось і ў гэтым годзе на вышэйшы бал выканана 314 экзаменаў і выдадзена столькі ж сертыфікатаў. Дарэчы, у мінулым годзе іх было не менш, а нават больш — 330. Па дзве запаветныя «сотні» тады атрымалі 15, а цяпер 11 хлопчыкаў і дзяўчынак. Няма ў гэтым годзе і тых, хто б атрымаў максімальны бал па ўсіх трох іспытах ЦТ. У 2016-м такіх было трое.
Зрэшты, атрымаць нават адну «сотню» ў агульную скарбонку — дарагога варта. Бяссонных начэй, хваляванняў, адмовы ад нейкіх любімых спраў, няхай і на час. Дарэчы, больш за ўсё высокіх вынікаў гэтага года — каля 70 (!) — па матэматыцы. Самым масавым, але і самым складаным прадмеце. Як гэтага дамагчыся? Напрыклад, выпускнік фізіка-матэматычнага класа гімназіі № 6 Брэста Валянцін Дарафееў да гэтага экзамену рыхтаваўся сам. Балазе гімназічная падрыхтоўка дастаткова высокая. І ўсё ж вынік стаў для маладога чалавека прыемным сюрпрызам:
— Чакаў, што ён будзе ніжэй. Справа не ў няўпэўненасці ва ўласных сілах. Я прайшоў усе тры этапы рэпетыцыйнага тэсціравання, і з разу ў раз пісаў яго ўсё горш. Першы вынік быў 96, потым 85 балаў. Апошні этап я напісаў на 66 і знерваваўся. І, як аказалася, дарма.
Рэпетытар маладому чалавеку спатрэбіўся толькі па рускай мове — у выніку годныя 90 балаў. Па фізіцы да абсалютнага выніку не хапіла ўсяго чатырох балаў. Тым не менш вынік уражвае. А значыць, можна прэтэндаваць на самыя прэстыжныя спецыяльнасці.
Другое месца ў спісе стабальных сертыфікатаў у рускай мовы. Такіх вынікаў на краіну — 66. У ліку яго шчаслівых уладальнікаў, як гэта не дзіўна, выпускніца фізіка-матэматычнага класа Гомельскага гарадскога ліцэя Дар’я Кузькіна. Дарэчы, да гэтага экзамену дзяўчына рыхтавалася сама. А вось па фізіцы і матэматыцы звярталася да рэпетытараў.
— Хутчэй для падстрахоўкі, чым гэта было сапраўды трэба. У выніку — дастаткова высокія балы. Напрыклад, па матэматыцы — 89. Але такі высокі бал па рускай мове — гэта, калі шчыра, сюрпрыз. Думала, напішу горш. Але наогул заўсёды любіла два прадметы — рускую мову і матэматыку. Думаю, адсюль такія высокія вынікі.
Па хіміі па краіне — 25 «сотняў», па біялогіі — усяго 18. Ганна Скрыпская з Ліцэя БДУ ўвайшла ў абодва спісы. А вось рускую мову дзяўчына здала на бал горш — на 99. Курсы, рэпетытары, факультатывы — 11-ы клас у яе быў няпросты. Ліцэістка падышла да падрыхтоўкі ЦТ з вялікай адказнасцю. Хоць страхі былі і ў яе. Паспрабаваўшы рашыць тэст са зборніка ЦТ, дзяўчына раптам зразумела, што не можа зрабіць гэта хутка і з высокім вынікам. Тады ўзялася за падрыхтоўку больш сур’ёзна. Тым не менш ёй гэта не перашкаджала займацца хобі. Напрыклад, скончыць школу мадэляў.
Цікава, але ўсе абітурыенты як адзін кажуць: падрыхтавацца да ЦТ усяго за год цалкам рэальна. Галоўнае, не губляць час дарэмна. Вызначыў сабе план падрыхтоўкі і — цалкам яго прытрымлівайся. І тады поспех гарантаваны.
Вера ГАНКІНА