Составляющие и составители госбюджета

Бюджет-2018 планируют консервативным - с большим запасом прочности

Бюджет — главный финансовый документ любого государства. Увы, денег не хватает всегда — и отдельным людям, и целым странам. Но свести разочарования к минимуму все же можно. Если подойти к этому делу вдумчиво и рационально. Именно этому был посвящен семинар по организации бюджетного процесса, проведенный в Палате представителей.

Фото forexaw.com

Надо сказать, что Президент не раз призывал парламентариев серьезно и критически подходить к проекту бюджета. Судя по настроениям депутатов, в нынешнем году эти подходы получат свое развитие. Да и жизнь подбрасывает новые вызовы, ответ на которые председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко видит таким:

— Надо четко разграничить иждивенческие настроения и общественные интересы. Зарплата должна быть заработана, товар — продан, а бюджет — работать на развитие. Поддерживать необходимо тех, кто без этого не проживет: детей, стариков, инвалидов, иные социально уязвимые слои населения. Остальным надо создать условия, чтобы они могли зарабатывать самостоятельно.

Как это сделать — вопрос отдельный. В любом парламенте законопроект о бюджете — самый дискуссионный экономический документ. Но конечный результат бюджетного процесса для Владимира Андрейченко очевиден:

— Принятие пакета качественных бюджетных документов явится реальным вкладом парламентариев в законодательное обеспечение устойчивого развития экономики. И в повышение уровня благосостояния наших граждан.

Разумеется, говорить про конкретные цифры еще не приходится, работа над этими документами только идет. Тем не менее председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмила Добрынина некоторые тайны приоткрыла. Во–первых, бюджет–2018 планируется сбалансированным:

— Он будет направлен на развитие экономики, повышение эффективности инновационной деятельности, выполнение основных обязательств, принятых государством перед гражданами. То есть свою социальную направленность бюджет, несомненно, сохранит.

Во–вторых, в нем обязательно будут учтены предложения, поступившие в органы власти по раскрепощению предпринимательства:

— У нас основная задача — не увеличивать налоговую нагрузку, но находить резервы для повышения эффективности. Учитывая, что бизнес должен вносить более весомый вклад в развитие экономики, естественно, мы должны учитывать его интересы. И рассматривать все поступающие предложения.

Которые, кстати, зачастую касаются налоговой системы. Сфера очень тонкая: доля налоговых доходов в бюджете по–прежнему высока. Впрочем, заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая отмечает ее снижение год от года. При этом в случае переплаты НДС лишняя сумма возвращается плательщику живыми деньгами в течение месяца. В то время как в России этот срок может составлять более 100 дней, а в Казахстане — полгода, причем в последнем случае переплаченный НДС даже не возвращается, а просто засчитывается в счет будущего года. Так что говорить о налоговом прессинге в Беларуси не приходится:

— Доля налоговых доходов в консолидированном бюджете Беларуси превышает 80%. В 2012–м они составляли 87,6%, в 2015 — 2016 годах — 83,6%.

Консервативным видит бюджет–2018 председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Владислав Щепов:

— Он будет реалистичным, будет иметь социальную направленность. И обеспечивать решение тех важнейших вопросов, которые перед нами стоят: экспорт, безопасность, социальные гарантии и формирование инвестиционного климата.

Министерство экономики такой подход целиком разделяет. Подобное единодушие заместитель министра Александр Червяков объясняет так:

— Выбор консервативного сценария для бюджетной программы выступает элементом запаса прочности бюджета. Любое улучшение в таком случае пойдет на плюс, на рост доходов. Это лучше, чем потом секвестировать бюджет.

osipov@sb.by

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?