Сорри, учитель.

Как мобильные телефоны делают нас безграмотными.  

Как-то знакомая обнаружила в дневнике своей дочери удивительное замечание, адресованное ей и ее мужу. Учительница русского языка просила повлиять на дочь-восьмиклассницу, так как та совершенно разучилась писать. Ее сочинения и изложения больше напоминают эсэмэски подруге или сообщения в социальной сети. Сокращения через слово. И смайлики по всему тексту.
Слушая знакомую, невольно представила, как сегодня может выглядеть отрывок из школьного сочинения: “Пис. Толстой обр. внимание на мал. усики :) кн. Лизы”. Хорошо, если при этом оно не будет украшено парой “блатных” мобильных словечек. В принципе, такая “культура письма” вполне объяснима. Современный школьник не представляет жизнь без мобильного телефона. Он настолько наловчился  им пользоваться, что может набирать сообщения, не глядя на экран.
А с текстом эсэмэсок сильно не разгуляешься. Одно сообщение — 70 знаков. Хочешь написать больше — плати. Да и времени рассусоливать нет. Ведь хочется как можно быстрее получить ответ. Вот и приходится “мобильным” школьникам прибегать к различным уловкам. Где-то сократить, где-то намекнуть, а где и смайлик поставить вместо словесного выражения своей радости или грусти. Ведь так и удобнее, и прикольнее. Вместо привет — “прет”, вместо спасибо — “сэнкс”, вместо люблю тебя — “лав тя”.
Такой стиль вполне соответствует расслабленному неформальному общению тинэйджеров. Зачем напрягаться, когда пишешь друзьям? Это же не школьный диктант. Но, привыкнув к определенному методу общения в быту, ребенок  непроизвольно переносит его и на другие сферы. В подобной манере пишет сочинения и изложения, так же общается с учителями. Ведь известно: под влиянием коротких сообщений “телеграфной” становится не только письменная, но и разговорная речь. Отдельные куски, короткие предложения. А потом взрослые, общаясь с тинэйджерами, удивляются, почему они и двух слов не могут связать...
Мобильники делают речь не только лаконичной, но и безграмотной. Во многом виноваты встроенные в сотовые телефоны словари для ускоренного ввода текстовых сообщений. Набираешь несколько начальных букв — и пожалуйста, к тебе на помощь спешат сразу несколько вариантов. Не надо “париться”, пишется слово с двумя “н” или с одним, с “о” или “а”. Мобильник все тебе подскажет.  Та же проблема с компьютерными программами проверки орфографии. Люди не видят смысла развивать свою грамотность, покупая словари и читая книги. Пиши, как слышишь, компьютер “отшлифует”.
“Мобильная проблема” существует не только у нас, но и во всех странах, куда дошла цивилизация. В Британии, например, вообще специальное исследование проводилось о пагубности влияния на грамотность мобильных телефонов и компьютеров. И что бы вы думали? Около шестидесяти процентов опрошенных признались, что при написании текста полагаются только на встроенные в компьютеры программы проверки орфографии, а двадцать — в том, что настолько не уверены в своей грамотности, что никогда не пишут от руки, а только набирают на компьютере. И что совсем огорчило исследователей — 14 процентов опрошенных считают, что писать грамотно вовсе не обязательно, да и не нужно. А недавно прошла информация, что в школах одного из штатов США и вовсе не будут учить писать.
Так что же получается — без помощи мобильника и компьютера мы даже  “корову” с “собакой” скоро не сможем правильно написать? И, что самое ужасное, повлиять на эту ситуацию практически невозможно. Технический прогресс ведь не затормозишь. Да и мобильники с компьютерами у детей уже не отберешь. Остается, как моей знакомой, сидеть по вечерам и тренировать своих любимых тинэйджеров, диктуя по слогам строки из классики: “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца...”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter