Сорока – птица красивая

«Рено» весело взбежал на кольцевую. Строго говоря, это был чужой автомобиль. После того, как под Смоленском взорвали мой БМВ, я не торопился покупать себе новую «лошадку» (Продолжение. Начало в № 2 за 5 января 2008 г.)

(Продолжение. Начало в № 2 за 5 января 2008 г.)

«Рено» весело взбежал на кольцевую. Строго говоря, это был чужой автомобиль. После того, как под Смоленском взорвали мой БМВ, я не торопился покупать себе новую «лошадку». Алена Жукова предоставила свой «рено» в мое полное распоряжение, сама подбивала супруга купить ей что-нибудь новенькое и полегче японского производства. Что ж, у богатых свои привычки!

Не ехать же частному детективу на первое свое дело в маршрутке… Вот я и воспользовался. Впереди лежала автострада, по ней должен был попасть в областной центр, на окраине которого приютилась психиатрическая клиника. Накануне в подшивке газет отыскал небольшую заметку, посвященную жуткому убийству в этой лечебнице. Автор ее тоже не сомневался, что убийство — дело рук больного пациента клиники. Для того, чтобы заработать гонорар, мне и предстояло сейчас провести новое расследование и доказать, что версия, которую взяли за основу следственные органы и суд, была ошибочной, а настоящий преступник гуляет на свободе.

«По зубам ли тебе это, Марат Быстров?» — задавал себе вопрос. Понятно, ответа пока не находил. Но все-таки это моя работа, пусть и не совсем по профилю бывшего контрразведчика. О своем прошлом пора бы уже и забыть. Да как забудешь, если…

Да, вновь вот разболелось плечо. Заметил, что даже с легкой простудой всякий раз начинала ныть рана, которую «подарил» мне в конце прошлого мая «снайперский поцелуй».

Чем занимался я тогда в Белокаменной? Мое начальство откомандировало тогда меня в главное разведуправление россиян. Не в первый раз помогал коллегам. Но прошлой весной все было сложнее и опаснее. Борьба спецслужб накалилась до предела. ФСБ, следственный комитет, служба по контролю за оборотом наркотиков, федеральная служба охраны, служба безопасности президента… Все эти структуры не просто соперничали друг с другом. Внутри каждой сидели «кроты», работавшие кто на крупный бизнес, а кто и на внешнюю разведку других стран. Проникли туда и откровенно бандитские группировки. ГРУ считалось наиболее чистой командой, и его руководство терпело общую «вакханалию» спецслужб, пока соперники не стали «задирать» их людей. Но дело шло к тому, что некоторые сферы вознамерились посеять хаос и здесь, внутри наиболее благополучной структуры. Тогда начались мои командировки в Москву. Работа мне нравилась, но из-за нее я потерял семью, а последняя поездка едва не стала роковой.

Тогда мне удалось вычислить тех, кто, работая в сфере торговли оружием, зашел слишком далеко в своих связях с иностранными компаниями и представлял вполне определенную угрозу внутри страны. К сожалению, это были достаточно влиятельные люди, при высоких должностях и связях.

В какой-то момент я понял, что мне и самому пора исчезнуть подальше, в родные пенаты, ибо дело принимало нешуточный оборот. Мое прямое начальство одобрило этот план, и оставалась самая малость: доложить руководству, к которому я сейчас был прикомандирован, ситуацию и незаметно исчезнуть. И вот тут я где-то прокололся… Докладная записка руководству ГРУ на каком-то этапе «засветилась». Я понял это, когда поступила информация о том, что машину, в которой меня должны будут доставить в аэропорт, обстреляют на определенном участке. Разборка простая и надежная.

И тогда я принял другое, хотя тоже не без риска, решение. Двумя неделями раньше в российской столице я удачно купил почти новенький автомобиль БМВ, но не успел его еще оформить надлежащим образом. Ночью, не посвящая в план никого из коллег, с кем работал эти дни, тихонько выехал из Москвы в направлении дома. Был почти уверен, что с моей ксивой все возможные проблемы с ГАИ можно уладить.

Уже светало, когда на всех парах мчался в направлении Смоленска. Я сразу полюбил свой новый автомобиль. Он идеально подходил мне. По всем параметрам.

И  все же где-то к обеду понял, что моим надеждам благополучно и без приключений выбраться из соседней страны не суждено сбыться… Они «вели» меня так же тихо и спокойно. Даже опытный профессионал мог бы не заметить преследования. После каждой более-менее крупной развилки за мной шел уже автомобиль другой марки и цвета. Это лишний раз свидетельствовало о возможностях моих незваных «опекунов». Я чуял их нутром.

Честно говоря, даже сейчас, много месяцев спустя, когда я в роли частного детектива ехал по родной земле, мне не хотелось вспоминать о той передряге, случившейся как раз в день моего рождения, в мае прошлого года. Но дорога такая коварная и навязчивая спутница… «Кадры» вновь поплыли перед глазами…

Погоня явно становилась все азартнее. Где конкретно они попытаются меня достать? Как и из чего будут стрелять? Понятно, учтут, что я тоже небезоружен. Где эта точка икс, которую они наметили для себя?

Сейчас за мной шел уже серебристый «мерс», и я понял, что развязка близко. Прикинул, что я имею. Ничего не успел сдать, и потому весь, как говорится, шпионский набор был при мне. В том числе и миниатюрный электронный «маячок» с кодом, по которому мог вызвать подмогу. Но не провалился ли и этот канал? Придется рискнуть. Теперь я мог доверять только своему непосредственному шефу да еще, пожалуй, одному из замов руководителя ГРУ, с которым лично контачил последние дни. По крайней мере, на российской территории конкретно помочь мог только он. Я на ходу набрал код и нажал миниатюрную кнопку. Убедился, что сигнал прошел. Но успеет ли ко мне с ближайшего аэродрома военный вертолет с группой? «Мерс» уже приближался…

Понимал, что в схватке на ходу мои шансы ничтожны. Я выбросил на спидометр 140, 160… и за поворотом резко остановился у придорожного кафе. «Серебристый» пока не показался, но вот-вот тоже будет здесь. Ну что ж, на войне как на войне…

Я глотал горячий кофе и поглядывал в окно. Мой БМВ находился метрах в тридцати. «Мерс» остановился рядом с ним и загородил обзор. Из него вышли трое молодцев. Парни как парни. Тот, что помоложе, открыл капот, другие похлопывали ногой по шинам. Так, отвлекают внимание. На всякий случай. Но кто-то из них уже наверняка подсунул под брюхо БМВ «карасика». Что дальше? Незнакомцы сели в машину и медленно покатили вперед. Грубовато, но по отлаженной методике. Меня лишили колес. «Мерс» далеко не пойдет. Он где-то рядом. Наверняка навстречу выехал еще один экипаж. Да-а, бойцы. Нехило. Сейчас все и начнется… В кармане просигналил маячок. Значит, вертолет с моими спасателями уже в воздухе. Но удастся ли продержаться? И тут я увидел, что «мерс» возвращается. Кто же вы такие, мои дорогие? Из какой команды? Чем вам так не угодил полковник Быстров? Скромный контрразведчик. Ну- ну, не умаляй своих возможностей, Марат. Но ты действительно оказался в дерьме. По уши. Если не глубже.

За столиком в углу кафе молодые люди лениво потягивали из фужеров вино. Бутылка опорожнена меньше чем наполовину. По тому, как они демонстрировали свое равнодушие ко мне, было видно, что актеры они никудышные. А бойцы? Нельзя было оставаться в замкнутом пространстве, и я резко направился к двери. Бойцы встали. Однако я уже успел надломить специальную ампулу с газом и бросить на пол под свой столик. Придержал дверь. Пусть поспят теперь вместе с барменом. Хоть в обнимку.

Серебристый «мерс» с тройкой моих преследователей мирно стоял неподалеку от бээмвушки. Вряд ли я ошибся… Жаль. Машина хорошая. На мобильнике набрал код и направил сигнал на свой авто. Из «мерса» внимательно следили за моими действиями. Мудаки! Не рассмотрел, досталось ли что-нибудь заодно и им от мощной волны, которая вдруг приподняла и взрывом разорвала на части мою машину. Стремительно уходя через дорогу в лес, увидел только пламя…

Через несколько минут услышал легкое жужжание вертолетных крыльев. Огляделся в поисках хоть небольшой полянки и резко  зашагал к краю. Помощь успевала…

Я поднимался по спущенной лестнице, до распахнутой двери оставалось метра полтора, когда вдруг почувствовал резкий змеиный укус в левом предплечье. Снайпер все-таки сидел где-то рядом. Рука обмякла. Только бы не прямиком в сердце. Мне уже помогали.

Салон вертолета был полон людей в масках и с оружием в руках. Один из них быстро занялся моей раной, и по его глазам понял, что дела мои не так плохи. Видно, вертолет немного качнуло в сторону, когда стрелок нажимал на спуск. Сердце осталось нетронутым. Весь экипаж с нескрываемым любопытством глядел на меня. И я прикрыл веки. Очень хотелось спать.

В военном госпитале под Смоленском сделали вторую перевязку, и по своему самочувствию понял, что долго здесь не задержусь.

Оказавшись дома, узнал последние новости. В Москве убрали с должности генерала Ядренцева, которому я успел доложить о нелегальных каналах торговли оружием. «Уходили» со службы по каким-то уже, возможно, совсем другим причинам и моего непосредственного шефа. В опасные игры в одиночку не тусуются. А я поневоле оказался втянутым в них. Правила знаю. Потому и подал рапорт, не дождавшись ни приличной пенсии, ни благодарности.

«Вот она, самая большая благодарность судьбы, — повеселев в дороге, думал я. — Ты жив, дышишь полной грудью и любуешься уходящим мартом, с его синевато-прощальной дымкой над подтаявшим снегом. Нет больше полковника Быстрова. Есть сугубо штатский частный детектив Марат Сергеевич».

И все же существует какая-то странная, кем-то определяемая справедливость и несправедливость. Только один сантиметр от снайперской пули подарил тебе эту возможность встретить очередную весну. И никто не остановил руку убийцы, который искромсал молодое тело той женщины с распахнутыми, искрящимися теплом и солнцем глазами, что смотрели на тебя с фотографии… Кто и за что убил Нину Свиридову? Вот и разберись, детектив. Это, может быть, куда важнее, чем все твои прежние усилия на шпионском поприще.

Мои размышления прервала мелодия в мобильнике.

— Надеюсь, великий сыщик уже в дороге?

— Так точно, товарищ капитан.

— Мотай на ус… Гостиница «Турист», твой номер 236. Свободен буду не раньше двадцати ноль-ноль.

— Наберу, до вечера.

Капитан Семашко. Виктор… Он, разумеется, будет рад встрече. Может даже считать меня в неком роде крестным отцом. Прошлой осенью, когда я отдыхал на даче Жукова в глухом местечке, там в доме охотника убили двух парней. Кое-кто из следаков и прокуратуры в круг подозреваемых тогда включил и меня. И только Виктор, тогда сотрудник районного уголовного розыска, не допускал такой мысли. Мы подружились. И я помог ему раскрыть это сложное дело. Убийцу вручил тепленьким, из рук в руки. Тогда старшему лейтенанту досрочно дали капитанскую звездочку, а спустя месяц перевели в областной центр на должность заместителя начальника управления. Завидный рост для коллег!

Сейчас, правда, трудно было предугадать реакцию Виктора, когда расскажу о цели визита. Ведь наверняка дело об убийстве в психиатрической клинике не прошло мимо его рук. Что поделаешь, братец. Извини. Мне тоже надо хлеб есть. Не откажусь и от бутерброда с маслом.

Мысли, однако, все чаще возвращались к своему клиенту. Андрей Людвигович Селезнев. Кто вы? Такой ли уж скромный экономист, разбогатевший, работая в солидной фирме и теперь готовый легко расстаться с пятьюдесятью тысячами баксов, или тонкий интриган, разработавший сложный психологический ребус? Какова тогда цель такой игры?

По большому счету, мне, конечно, на это наплевать. Есть договор, и теперь я должен добросовестно поработать на клиента, кто бы он ни был.

К тому же, Марат Сергеевич, с чего вы взяли, что подозрение вашего клиента имеет под собой почву? Сон, предчувствие, чей-то странный намек… Все это такие эфемерные вещи. Было следствие. Не наивные же дети работают сегодня в уголовном розыске. Наверняка рассматривали разные версии. Чаще всего вокруг самых разных убийств нет великой пелены завесы. Мотив и сам факт. Случаются и немотивированные убийства такого рода. И нередко… Сейчас речь идет о вполне примитивном случае. У больного психа проснулся инстинкт убийцы. Агрессия заполнила воспаленный мозг…

И все же… Не бывает дыма без огня. Надо попутно глубже изучить личность клиента. Тебе, Быстров, невыгодно, если вдруг именно в нем найдешь преступника. Плакал тогда твой гонорар. Но заниматься Селезневым придется в любом случае. Только от него можно нащупать нити и пойти вслед за клубком.

(Продолжение в следующем субботнем номере)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter