Расширение Евросоюза: реальность или утопия?

Сорок сороков…

Что это было? Именно такой вопрос повис в «политическом воздухе» после заявления, сделанного в понедельник президентом Евросовета Шарлем Мишелем. А этот высокопоставленный европейский политик ни много ни мало анонсировал новое расширение ЕС, указав при этом конкретные сроки. Сроки, правда, были заявлены неблизкие — аж целых семь лет еще ждать у моря погоды потенциальным кандидатам, до 2030 года! Но на фоне постоянно делающихся европейскими чиновниками и политиками разного уровня абстрактных и обтекаемых заявлений о том, что то или иное государство имеет перспективу вступления в ЕС, но неблизкую, да и то лишь после выполнения целого ряда условий, да и то это еще вилами по воде писано (на дипломатическом языке это звучит как «проведем консультации», «необходимо начать диалог», «подготовим дорожную карту») — слова главы высшего политического органа Евросоюза прозвучали достаточно ясно.


«Кто в европейском теремочке живет?»

«Теперь мы должны рассматривать расширение как одну из наших главных задач. Как для ЕС, так и для его будущих государств‑членов», — это фактически программное заявление.
Вот только чем вызвана эта неожиданная доброта и кому адресованы щедрые посулы членства? Напомню нашим внимательным читателям, что последнее государство, вошедшее в ЕС — Хорватия, — сделало это целых десять лет назад, в 2013‑м. До этого масштабное пятое расширение союза проходило с 2004 по 2007 год и позволило включить в состав объединения целых 12 стран, в основном из числа бывших участников социалистического лагеря (как то: Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Румыния, Болгария), и даже некогда республик из самого СССР (Литва, Латвия, Эстония).
С тех пор европейский теремок перестал пускать новых постояльцев, ибо внутри красочного снаружи сказочного домика начались совсем не сказочные проблемы. 
Настолько серьезные, что в 2020‑м двери якобы счастливого обиталища свободных наций приоткрылись, но уже «на выход» — тогда со скандалом и шумом, вопреки традиции «уходить по‑английски», Евросоюз покинула Великобритания, сократив численность этого своеобразного «гаражного кооператива» (вспомните чудесный фильм Э. Рязанова «Гараж», наглядно и доходчиво демонстрирующий атмосферку подобного рода объединений) до 27 «пайщиков».

Тем не менее ругань, скандалы, развитие с разной степенью интеграции (и разной же степенью зажиточности и богатства) по системе «Европы трех скоростей», споры о первенстве между основателями — Германией и Францией, перетягивание дотационного одеяла «на себя» между остальными, рангом поменьше, жителями европейской коммунальной квартиры — все это не смогло отвадить от заманчиво сияющих окон псевдокомфортабельного жилища некоторых обитателей окружающих теремок «джунглей».
Отдельные аборигены уже годами сидят в своих шалашах у забора Евросоюза, ожидая милостивого приглашения в «цивилизованное сообщество»!
Турция вон четвертьвековой юбилей уже отмечает с того момента, как получила статус кандидата на вступление. А прогресса в переговорах никакого. По десять и более лет ожидания за плечами балканских государств, возникших на обломках некогда единой Югославии. Периодически и свеженькие кандидаты возникают. И поскольку сил и надежд у них еще много, а опыта ожидания мало, украинские и молдавские (а именно это и есть самые свежие претенденты) стоны и визги с требованиями первоочередного присоединения их к жителям райского европейского сада слышны наиболее громко.

Кого возьмут?

Однако посыл Шарля Мишеля был обращен все же не к суетящимся неофитам проевропейского движения. У Молдовы и Украины шанс на принятие в ЕС даже через семь лет весьма призрачный, так как для получения заветного членства необходимо соответствовать целому ряду параметров как в политико‑правовой, так и финансово‑экономической сфере.
А ни самое бедное государство географической Европы (Молдова), ни уничтожаемая войной авторитарно‑диктаторская Украина заявленным параметрам и условиям не соответствуют.
Последняя в настоящий момент в принципе живет за счет внешних финансовых вливаний, и большой вопрос, какой в территориальном плане станет страна через пресловутые семь лет (а в худшем варианте — будет ли страна вообще).

Так что главные адресаты послания президента Евросовета — это все же балканские государства. Собственно, именно перед их представителями и выступал Ш. Мишель на конференции в Словении. Потенциальные счастливцы — Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Черногория.
Разумеется, серьезного экономического эффекта от вступления этих стран в ЕС ждать не приходится. Их совокупный ВВП не достигает даже 1 процента от общего ВВП Евросоюза, да и страны явно сразу попадут в число претендентов на дотации.
Поэтому абсолютно ясно, что озвученное фактическое приглашение — ход политический. И сделан он на геополитической шахматной доске вынужденно. Это ответная реакция на прекрасно разыгранную несколькими днями ранее партию в южноафриканском Йоханнесбурге, где было заявлено о грядущем расширении БРИКС.

И расширение это произойдет не через семь лет, а уже в следующем году! Европа, как представитель коллективного Запада, попыталась сделать хорошую мину при плохой игре и хоть чем‑то напомнить о себе, хоть как‑то подчеркнуть свою значимость. Отсюда и возник этот аттракцион «невиданной щедрости» с анонсом расширения.

Новые геополитические ориентиры

Но поезд европейского членства для Балкан если еще не ушел, то явно на всех парах готовится отчалить в противоположном направлении.
Некоторые из упомянутых претендентов (славянские страны с православной религией), щедро накормленные как разговорами и обещаниями о светлом европейском будущем, так и реальным геноцидом в отношении собственного населения со стороны НАТО в конце прошлого века, уже разворачиваются на восток.
В Сербии по инициативе партии «Движение социалистов» в парламент уже внесен проект резолюции о вступлении в БРИКС. С похожим предложением для Боснии и Герцеговины выступил президент Республики Сербской (одного из двух энтитетов, то есть составных частей данного федеративного государства, организованного по этническому принципу) Милорад Додик. Безусловно, пока это декларативные заявления, но отражающие волю значительной части многострадального сербского народа, насильно разделенного в ходе исторических перипетий между рядом государств, но не утратившего своей политической субъектности. И открыто озвученное рядом сербских антизападных сил стремление к коренному изменению геополитического выбора явно стало холодным душем для европейской элиты.

Интересно, что после заявления Мишеля реакция на предполагаемое расширение ЕС последовала во многих странах, экстраполировавших на себя это предложение: от Украины, Молдовы и даже Грузии (которая пока еще вовсе и не кандидат в ЕС) до балканских государств. Но не от Турции. В современных условиях для Анкары членство в Евросоюзе явно перестало быть «интересным предложением». И это тревожный звоночек для коллективного Запада. Пусть пока Турция и остается членом НАТО, но после присоединения к БРИКС целого ряда ее соседей по Ближневосточному региону политический интерес президента Эрдогана явно претерпит корректировку.
Так что громкое заявление главы Евросовета и широкий жест с приглашением новых членов в европейскую семью народов — это не более чем запоздалая и малоэффективная реакция на гигантские тектонические сдвиги мировой геополитики.
Алексей БЕЛЯЕВ, политолог, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter