Сорные перипетии

Нужны ли мусоропроводы в подъездах

Нужны ли мусоропроводы в подъездах

Людям никуда не деться от мусора! И поэтому вопрос, как можно эффективно от него избавиться, волнует всех. “Ленивый” способ — сбросить все в мусоропровод, ответственный — раздельный сбор и аккуратное распределение по контейнерам. Возможно ли объединить эти два варианта?

Комфорт и неудобства

В многоэтажках мусоропроводы удобны. Жилец вышел на лестничную площадку, открыл люк и... Подсчитано, что в среднем семья из четырех человек за год выкидывает около одной тонны бытовых отходов. Однако за мгновенный комфорт до сих пор приходится расплачиваться шумом (многим знакомо, с каким грохотом с девятого этажа падают бутылки или консервные банки), неприятным запахом и грязью, поскольку далеко не все, не вписавшись ведром в люк, убирают за собой.

В Беларуси дома с мусоропроводами стали строить в начале 1960-х годов. В особо комфортных, например, “совминовских” домах люк для мусора находился и вовсе на кухне. “Помню, в 1957 году я с родителями ездил в Ленинград к родственникам. Там мусоропровод был прямо на кухне. Тетя просила меня, тогда еще подростка, закрывать люк, чтобы крысы не вылезли. Именно так она и говорила!” — вспоминает архитектор Сергей Сергачев.

Радикальная мера

“Для того чтобы извлечь максимум вторичных материальных ресурсов, необходимо наладить раздельный сбор мусора. А значит, нужна наглядная агитация для населения, возможно, даже экономическое стимулирование, вплоть до уменьшения жилищно-коммунальных платежей самым сознательным жителям”, — считает первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виталий Кулик.

“Чаще всего мусоропроводные люки сегодня заваривают в новых домах по инициативе самих собственников. В трехстах подъездах столицы они уже заварены. В Гомеле это сделано уже давно. В Гродно также идут по этому пути”, — констатирует заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Шагун.

Обезвредить и использовать

Мероприятий предусмотрено много, но где взять на все деньги? “Средства за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, поступающие от производителей и поставщиков товаров и тары, аккумулируются на счету Оператора и направляются на цели развития системы сбора вторичных материальных ресурсов по решению Совмина, — проинформировала про один из финансовых источников главный специалист в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами учреждения “Оператор вторичных материальных ресурсов” Ольга Волкова. — Больше всего денег, 50 миллиардов рублей, в прошлом году пошло на компенсацию расходов по сбору вторичных материальных ресурсов от населения. Еще 47 миллиардов рублей было выделено специализированным организациям для закупки мусоровозов, специального оборудования, контейнеров. Также на сумму около 6 миллиардов были приобретены “экологические такси”, которые по телефонным заявкам забирают крупногабаритную бытовую технику, отслужившую свой срок”. Отдельно была профинансирована система сбора отходов стекла (порядка 23 миллиардов рублей). Скоро в ГП “Минский областной технопарк” откроется производство по переработке сложной бытовой техники, уже работает линия по переработке изношенных шин. “Информирование общественности играет важную роль в развитии системы обращения со вторичными материальными ресурсами, — продолжает Ольга Михайловна. — В конце прошлого года Минжилкомхозом был разработан план мероприятий на ближайшие два года по проведению информационной работы с населением. Планируется увеличить финансирование на эти цели”.

Подумаем о пенсионерах

К “мягкому” решению сорной проблемы, индивидуальному подходу к жильцам каждого дома призывают специалисты Минстройархитектуры. “Конечно, мы понимаем, что предприятия по переработке вторсырья не загружены на полную мощность, что не хватает работников для сортировки мусора, — прокомментировала ситуацию консультант управления научно-технической политики и инновационного развития отрасли Минстройархитектуры Беларуси Татьяна Егорова. — Но ведь нужно учитывать интересы пожилого населения, инвалидов (а это около 25 процентов белорусов), которым трудно выйти во двор, чтобы выбросить мусор в контейнеры. К нам приходят письма от людей, которые просят не заваривать люки в подъездах. Мне нечего возразить на их доводы”.

Чтобы изучить проблему на месте, я поговорила с пенсионеркой, проживающей в доме над магазином “Академическая книга”, сданном в эксплуатацию в 1960 году. “Нам приходили уже бумаги с предложением отказаться от мусоропровода. Но все эти годы он работает исправно, без засоров. Правда, есть и проблемы: грязь, потому что клапаны очень узкие и в них не всегда помещаются мешки, — рассказывает Нина Григорьевна. — От зловония особо не страдаем, поскольку все соседи выбрасывают мусор в мешках. Не помню, чтобы нам за все годы хотя бы раз проводили дезинфекцию мусорной трубы. Я против заваривания люков, поскольку кроме меня в доме проживает немало пенсионеров”.

“В плотной застройке центра города трудно найти место для площадок, которые бы соответствовали всем санитарным нормам, — приводит свои доводы консультант Минстройархитектуры. — Даже если они будут построены, то контейнеры нужно будет надлежащим образом обслуживать, дезинфицировать (нормативного документа, как это следует делать, до сих пор нет). Понадобится дополнительно приобретать специальную технику, средства. Иначе то, что сейчас скрыто в глубине подъезда, будет портить вид дворов. Многие кивают на положительный гомельский опыт. Однако в некоторых дворах там, если не замалчивать проблему, откровенно грязно”. Татьяна Владимировна убеждена, что полностью отказываться от мусоропроводов не стоит. Поэтому в СНБ “Жилые здания” были внесены изменения рекомендательного характера. То есть заказчик на свое усмотрение либо проектирует высотный дом с мусоропроводом, либо строит контейнерную площадку и обеспечивает к ней доступ.

Глобальные сети

Также строительное ведомство работает над тем, чтобы дать мусоропроводам новую жизнь. С ними солидарен и архитектор Олег Ладкин, который спроектировал дом “У Троицкого”: “Мусоропроводы нужно выводить на новый уровень”. Их необходимо дорабатывать, поскольку технологию применения асбестовых труб и откидных механизмов загрузки никто не пересматривал с начала 1970-х годов.

Кстати, в Европе за несортированный мусор во многих странах установлен высокий тариф, а вывоз сортированного не оплачивается.

“Мы занимаемся разработкой централизованной системы сбора отходов. Они будут из подъездных стояков поступать в подземную зацикленную сеть трубопроводов и с помощью вакуума перемещаться на станцию для переработки, — рассказывает про новую разработку начальник научно-конструкторского отдела НТЦ “Строммаш” Андрей Зверьков. — Одна такая станция может быть на район из 22 тысяч жителей. Там все будет прессоваться и загружаться в специальные контейнеры, а затем сортироваться на специальном предприятии. Можно усовершенствовать данную систему и выдавать жильцам пакеты для пластмассы, стекла и бумаги. Можно, как это сделано в Швеции и Финляндии, люки на мусоропроводах оснастить разноцветными кнопками. Например, если человек собирается выбросить стекло, то он нажимает синюю кнопку, чтобы на станции знали, в какой контейнер следует сбрасывать вторичные ресурсы”.

К слову, вакуумная система до сих пор успешно работает в московском Северном Чертаново. Ее в 1980 году к Олимпиаде построили шведы.

“Конечно, в старых районах провести разветвленную систему таких трубопроводов крайне сложно, — продолжает Андрей Зверьков. — Там целесообразно оставить все как есть. А вот в строящихся микрорайонах есть смысл организовывать дело по-новому. Преимущества очевидны: не нужно никаких специальных машин, контейнерных площадок, никакого шума и грязи!”

Однако новые технологии требуют серьезных затрат. Проще, конечно, заварить люки. Но так ли уж перспективен этот путь?

 КСТАТИ

  • В 1930-х годах прошлого века в Париже стали применять закрытые машины с автоматическим устройством, прессующим мусор, а в некоторых городах Италии построили первые мусоропроводы. В 1950-х годах мусоропроводы из мексиканских высоток перекочевали в дома стран соцлагеря.
  • Сегодня мусоропровод установлен в подъездах десяти тысяч домов белорусской столицы.
  • В Гомеле заварены все мусоропроводы.
  • Согласно Закону “О совместном домовладении” для принятия решения заварить трубопровод достаточно провести общее собрание, на котором бы присутствовало 2/3 собственников, изъявивших желание отказаться от эксплуатации мусоропровода.
  • Контейнерная площадка по санитарным нормам может находиться не ближе 20 метров от фасада здания.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Экологи подсчитали, что городу с миллионным населением для захоронения отходов ежегодно требуется около 40 гектаров дополнительной площади.

Срок эксплуатации двух из трех действующих в Минске полигонов подходит к концу. Столице необходим мусороперерабатывающий сортировочный завод, чтобы уменьшать количество отходов, подлежащих захоронению.

При сжигании одного килограмма полихлорбифенилов или поливинилхлорида, из которого изготовлены многие виды линолеума, обоев, оконных рам, электрооборудования и пластиковой тары, образуется до 50 микрограммов диоксинов. Этого количества достаточно для развития раковых опухолей у 50 тысяч лабораторных животных! Это крайне канцерогенные яды, как утверждают ученые, по своей токсичности превосходящие такие боевые отравляющие вещества, как зарин и зоман, почти в тысячу раз. Смертельная доза для человека — нанограмм на килограмм веса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter