Сор из избы

О централизованном сборе отходов

Представьте себе сюжет. Вы — счастливый участник строительства многоэтажного дома. Кредит, личные сбережения, помощь родственников... Все идет в общий котел ради комфорта собственных стен. На горизонте маячит новоселье. И первый насущный вопрос общего собрания жильцов: оплатить услуги сварщика, который... заварит новый мусоропровод, чтобы тот и дня не работал. Это — типичный сюжет из жизни Гомеля.


Поначалу в такой расклад я не поверила. Думала, преувеличивают люди, возводя частный случай в общую практику. Слишком уж нелепо выглядит ситуация: вкладывают средства, наращивая стоимость квадратного метра, в то, что использоваться не будет. Посмотреть, как на самом деле, я отправилась в один из самых активно развивающихся городских микрорайонов. Заглядываю в первый по ходу девятиэтажный дом — № 111а — по улице Мазурова. Его сдали три года назад. Ищу мусоропровод. Не нахожу. «Вот же зря люди жалуются», — незлым словом поминаю дезинформаторов.


— Не там ищете, — корректирует мои движения дамочка, идущая к лифту. — Общая труба проходит рядом с лифтовыми кабинами. Мусорокамеры находятся в изолированных помещениях. Но практически все они уже закрыты и превращены в кладовки.


— То есть мусоропроводом вы не пользуетесь?


— С первого дня, — просвещает охотно. — На общем собрании решили, что ради чистоты и порядка в подъезде будем пользоваться уличными контейнерами. А то разведутся мыши, тараканы. «Умники» начнут окурки бросать... Пока не с нашей культурой. Уж лучше подальше от дома.


— Тогда зачем строили мусоропровод?! — силюсь понять непонятное.


— Мы тоже спрашивали у строителей, — живо откликается собеседница. — Ведь это и выросшая стоимость квадратного метра, и дополнительная общая площадь, которую надо теперь содержать и оплачивать...


Плутая среди этажей, наконец обнаруживаю помещение без двери. Комнатка площадью где–то 2,5 метра на 3, к стене примыкает труба с запаянной ячейкой. Ряд сложенных аккуратно кирпичей выдает, что здесь тоже вскоре появится удобная кладовка... Встроенные помещения с выходом во двор, предназначенные для мусорных контейнеров, сдали арендаторам — ремонт обуви, прокат дисков. Похожие картины и в соседних домах–новостройках.


И все–таки не стыкуется здесь что–то. За правдой иду в кабинеты. Оказалось, по мусоропроводам Гомеля «сварочная» волна прокатилась в конце 90–х. Решением властей их законсервировали практически повсеместно. Новое жилищное строительство общую ситуацию не изменило. В новостройках мусоропроводы проектируются, как и прежде. Иначе нельзя — уточнили в институте «Гомельгражданпроект»: по действующим в стране строительным нормам они обязательны в домах выше 6 этажей независимо от того, заинтересованы жильцы в централизованном сборе отходов или нет.


— Десять лет назад решение о закрытии мусоропроводов принималось исходя из сложившейся ситуации, — пробует восстановить историю Дмитрий Ксензов, заместитель начальника управления ЖКХ облисполкома. — Фонд старел, вместе с ним и встроенное оборудование. Когда пошли массовые жалобы от жильцов на запахи, насекомых, было принято комиссионное решение о закрытии мусоропроводов. Сейчас, однако, жилищно–строительные кооперативы имеют право поступать иначе и пользоваться удобством. Но, насколько мне известно, подавляющее большинство все–таки отказывается от мусоропроводов. Поэтому мы строго придерживаемся схемы расположения контейнерных площадок в шаговой доступности — 20 — 100 метров от дома.


Главный государственный санитарный врач области Виктор Нараленков готов добавить к пониманию вопроса несколько пунктов. Чем дольше используется мусоропровод, тем более серьезного сопровождения он требует: дезинфекция, чистка, уборка в подъездах, контроль за наполнением и опорожнением баков... Иначе трудно свести к минимуму распространение инфекций, насекомых и паразитов. Речь идет о недешевых услугах и дорогом оборудовании, если дому обзаводиться им самостоятельно. Большинство кооперативов это и останавливает.


— Признаюсь, я не вижу перспективы в развитии мусоропроводной системы, — свою точку зрения высказывает Нараленков. — В Европе от этого уже отказались ради раздельного сбора мусора.


На то же упирают и в коммунальном предприятии «Спецкоммунтранс», которое занимается в городе сбором и утилизацией бытовых отходов. О своих болевых точках здесь рассказывают на живом примере:


— У нас на обслуживании остался один квартал — около десятка домов старой застройки, которые и сегодня пользуются мусоропроводами, — уточняет заместитель директора Галина Рудченко. — Проблем много. Во–первых, устаревшие трубопроводы и баки. Во–вторых, нет возможности раздельно собирать отходы — мусоропровод это не предусматривает. В–третьих, сложность отвоза от подъездов, когда дворовые территории сплошь заставлены автомобилями.


Но то все проблемы отдельно взятых служб — сложные ли, простые, которые они призваны решать не только сиюминутно, но и с мыслями о перспективе. Скажем, нельзя не думать о жилой застройке выше 20 этажей, дефиците городской земли, которой дорого обходятся растянутые контейнерные площадки... Выйти же пожилому (и не очень) человеку с мусором на лестничную площадку, бросить мешок в ячейку и забыть о том на сутки — неоспоримое удобство, особенно если высок этаж, здоровье не то, лифт не работает. Кто вправе лишать цивилизованного блага? Есть повод взглянуть на тему свежим, «незамусоренным» взглядом. А то в последнее время она обнажает слишком много спорных вопросов.


Кстати


Явлению мусоропроводов в нашей жизни мы обязаны мексиканским проектировщикам. В 40–х годах XX века они изобрели внутридомовую трубу, которая и призвана была решить проблемы избавления от отходов жителей высоток Мехико. Новшество настолько совпало с чаяниями советского домостроения, что в 50–х годах большинство новостроек предусматривало это благо цивилизации.


Как у них


В Европе сегодня отдают предпочтение специальным контейнерным площадкам с кровлей (от дождя и снега), стенами (от ветра) и воротами. Жильцы домов выбрасывают мусор в контейнеры, размещенные на площадке, в установленное время приезжает мусоровоз, ворота открываются, контейнеры опорожняются, площадку подметают и моют.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter