Сообщество крупного потенциала

Лейтмотивом заседания Межгоссовета ЕврАзЭС, которое прошло в Минске на уровне глав правительств стран сообщества, стала высокая оценка перспектив и низкая оценка реалий.

На прошедшем заседании премьер-министры шести стран-участниц (лишь Кыргызстан был представлен не первым лицом правительства, а представителем президента этой республики) были единодушны в своих речах. Главная часть выступлений касалась собственных экономических успехов каждой страны. После перечисления высоких макроэкономических показателей премьеры переходили к теме перспектив экономического сообщества.
— После вступления в
ЕврАзЭС Узбекистана сообщество стало крупнейшим в Евразии, с население более 200 млн. человек, — обратил внимание присутствующих на этот факт премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов. — Среди всех интеграционных объединений постсоветского пространства именно ЕврАзЭС кажется нам наиболее перспективным. Вместе с тем развитие организации должно быть более динамичным.
Главной проблемой сообщества все признали невыполнение договоренностей.
— Как показывает практика, многие наши соглашения остаются на бумаге, — отметил белорусский премьер Сергей Сидорский. — Из 160 нормативно-правовых актов по приоритетным направлениям развития приняты лишь 58.
Скажем, до конца текущего года, исходя из прошлогодних договоренностей, должна быть сформирована правовая база Таможенного союза. Но пока выполнены только 20 из 73 пунктов.
— Не получает должного развития динамика формирования транспортного союза, — продолжил Даниал Ахметов. — В частности, задерживается реализация создания Евразийских транспортных коридоров, которые позволят перевозчикам наших стран осуществлять перевозку транзитных грузов с минимальными издержками. Казахский премьер отметил, что из всего товарооборота между Западной Европой и Юго-Восточной Азией (ни много ни мало 300 млрд. долларов) через территорию стран сообщества проходит всего 1(!) процент.

Следующим шагом в развитии ЕврАзЭС должна стать унификация таможенных тарифов до 80 процентов с нынешних 62 процентов (задача на 2007 год). Затем единое экономическое пространство и... единая валюта. Правда, о последней премьеры говорят как о чуде, которое возможно, но пока недостижимо.
— Мы прекрасно понимаем, что единая валюта это даже не таможенный союз и не единое экономическое пространство. Это намного сложнее, — высказался Даниал Ахметов.
— Пока говорить о валюте рано, — поддержал казахского коллегу российский премьер Михаил Фрадков. — Мы активно и сложно работаем по единой валюте Союзного государства Беларуси и России. А в рамках ЕврАзЭС масштаб проблем и задач будет еще больше. Поэтому единая валюта возможна только при глубоком уровне интеграции наших стран.
Фактором, который прямо влияет на все принимаемые сообществом решения, является возможность отдельного вступления членов ЕврАзЭС в ВТО. Ведь наиболее важными для стран, вступающих во Всемирную торговую организацию, являются именно соседние рынки. Интересное предложение сделал Сергей Сидорский.
— Если странам-участницам не удастся вступить в ВТО в ближайшее время, то по завершению формирования Таможенного союза (к концу 2007 года) нам следует вступать в торговую организацию этим союзом.
При этом белорусская сторона напомнила о предложении принять отзывы о взаимопонимании в связи с возможными негативными последствиями вступления отдельных стран ЕврАзЭС в ВТО.
Подводя итоги заседания, Сергей Сидорский назвал ключевые программы, над которыми первым делом будет вестись работа в рамках ЕврАзЭС, — технологии микроэлектроники, биотехнологии, технологии, касающиеся наукоемких отраслей экономики, энергетика.
— Но наше сотрудничество не должно ограничиваться экономикой, — отметил белорусский премьер. — Мы предложили в 2007 году провести в Беларуси молодежную спартакиаду, чтобы расширить культурные связи между нашими странами.
На встрече глав правительств    стран  —  участниц ЕврАзЭС была решена часть вопросов по созданию Таможенного союза. Подписано соглашение о едином знаке на продукцию, что упростит перемещение этой продукции на территории ЕврАзЭС. Принято решение по железнодорожным тарифам — и это шаг к единой тарифной политике железнодорожного сообщения; рассмотрен ряд вопросов по бюджетной политике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter