Две недели назад после 23–летнего перерыва «Формула» вернулась в Мексику

Сомбреро скрывает все

Несмотря на уже решенный вопрос с чемпионским титулом и Кубком конструктора, в нынешнем сезоне «Формула–1» по–прежнему способна привлекать к себе внимание многомиллионной армии телезрителей и сотен тысяч болельщиков. В этом уникальная особенность «Королевских гонок», календарь которых простирается от своей родины Великобритании по всему миру, давая возможность разным континентам и странам вкусить удовольствия живого присутствия чемпионата «Больших призов».

Нико Росберг — победитель Гран-при Мексики.

Две недели назад после 23–летнего перерыва «Формула» вернулась в Мексику на автодром, который носит имя знаменитых мексиканских гонщиков братьев Родригес.

Откровенно говоря, немногие задумываются над тем, как тяжело конкретной стране получить право на проведение у себя Гран–при «Формулы–1». Не говоря уже о больших деньгах (от 30 до 70 миллионов долларов, которые, как правило, должны выплачиваться до проведения Гран–при правообладающим на эту дисциплину автоспорта организациям), принимающая страна должна иметь соответствующую инфраструктуру и, естественно, автодром, соответствующий всем последним нормам регламента FIA.

Если в данной стране культура автоспорта развита хорошо и организаторы Гран–при умело проводят акции маркетинга, то «Большой цирк», как называют зачастую «Формулу–1» за ее разъездной и развлекательный характер, способен приносить хорошую прибыль. Кому? Тем, кто сумел получить у Берни Экклстоуна право на проведение национального Гран–при и занимается непосредственно организацией гоночного уик–энда на автодроме. А заодно и многим сопутствующим организациям, которые непосредственно входят в понятие инфраструктуры Гран–при «Формулы–1». Сюда смело можно внести транспортные компании, гостиничное хозяйство, пункты питания, а заодно и те структуры, которые активизируются благодаря большому притоку туристов в те несколько дней, что входят в понятие «гоночный уик–энд».

Что труднее: остаться или вернуться?

После дебютного Гран–при, который, как правило, проходит с более или менее обеспеченным успехом, наступает рутинная полоса эдакой обыденной жизни автодрома, которая предполагает регулярный процесс по обеспечению интереса публики к мероприятиям «Формулы–1». И если в этот период организаторы не очень серьезно подходят к акциям по подпитке этого интереса, то их неминуемо ждут сначала экономические потери от очередного приезда «Больших призов», а потом и финансовый крах. Таковы законы этого бизнеса. И команда Берни Экклстоуна, четко знающая и контролирующая этот созданный ею бизнес, предпочитает по–быстрому освобождаться от «нерадивых родственников», портящих общий имидж «Формулы–1».

В ходе Гран-при Мексики на трибунах не было свободных мест.

Поэтому зачастую оказывается гораздо труднее удержать у себя право на проведение Гран–при, чем его получить. Примеров тому десятки. В списке стран, не сумевших по достоинству распорядиться этим уникальным правом, мы сегодня наряду с Индией, Турцией, Кореей можем найти и Португалию, и Францию, и даже Италию с Германией. Нетрудно вспомнить, что когда–то наряду с итальянской Монцей болиды «Формулы–1» гонялись на трассе Имола в Сан–Марино, а совсем недавно наряду с германским Хоккенхаймом королеву автоспорта принимал еще и Нюрбургринг.

И уж если говорить о разных степенях сложности между получить и удержать национальный этап «Формулы–1», то еще более трудной является процедура возвращения конкретной страны в элитный список государств, у которых есть это право. Трудной, но не безнадежной. И примером тому мы видим Австрию, которая благодаря усилиям австрийского миллиардера и фаната автоспорта Дитера Матешица вернула в эту альпийскую республику свой Гран–при. Правда, этому радостному для местных болельщиков событию предшествовали несколько лет упорной работы герра Матешица по активному продвижению марки своего основного бизнеса (энергетических напитков) в мир автоспорта. Приобретенные им две команды «Ред Булл» (в прошлом «Ягуар», а еще раньше «Форд–Стюарт») и «Торо Россо» (некогда завзятый аутсайдер «Минарди») не просто остались на плаву, но и значительно улучшили свой имидж. Достаточно сказать, что сегодня большая команда «Ред Булл» — это уже 4–кратный чемпион мира, а маленькая «Торо Россо» исправно зарабатывает очки почти в каждом Гран–при.

Правда, помимо приобретения команд для возвращения Гран–при к себе на родину, Дитеру Матешицу понадобилось еще купить и значительно модернизировать сам автодром в Спиелберге, чтобы уж совсем не зависеть от каких–то дополнительных посторонних факторов на пути реализации большой национальной идеи австрийского автоспорта. Кстати, эта покупка была сделана уже не за счет прибыли от «энергетического бизнеса», а за собственные деньги австрийского олигарха.

Естественно, что после таких жертвоприношений вопрос о возвращении Австрии в календарь чемпионата «Формулы–1» Берни Экклстоуном был решен положительно.

У каждого своя судьба

Понятно, что у каждого автодрома и у каждого Гран–при собственные судьбы. Американцы, потеряв свой национальный этап в Индианаполисе, тоже не один год обивали пороги и местного Штата, и штаб–квартиры Экклстоуна, чтобы вновь заполучить право на проведение национального этапа «Больших призов» в США. И сегодня автодром в техасском Остине, с успехом принимающий эту элитную дисциплину автоспорта, показательный пример тому, насколько трудным и тем не менее успешным может быть этот путь в бизнесе.

Мексика с успехом продолжила этот список «ренессанса», вернув на свой знаменитый автодром этап «Формулы–1». И переполненные трибуны, едва вместившие вместе с наспех достроенными в последние недели дополнительными местами более 135 тысяч зрителей, были достойным тому факту подтверждением.

Конечно, в разговоре об автодромах нельзя не упомянуть азербайджанский этап, который появится в календаре с июня следующего года. Не знаю, что именно послужило основанием тому, чтобы придать этому новому мероприятию статус Гран–при Европы, но сегодня Баку уже официально вошел в географию «Большого цирка» Берни Экклстоуна именно с таким названием. Возможно, в момент подписания основного контракта и определения размера ставки вступительного взноса этот элемент присутствовал в качестве стимулирующего для местных властей аргумента.

Вместо комментария

Гонки «Формулы–1» — это, безусловно, коммерческое мероприятие. Это объясняет не только заинтересованность их владельцев в новых рынках, но и ставит под сомнение будущее некоторых европейских этапов, где публика уже не столь активна, как в Мексике, России, Китае. Но есть и другие вопросы. Опубликованный в октябре спортивный регламент FIA на 2016 год гласит, что максимальное количество этапов в одном сезоне составляет 20, а минимальное — 8. Однако ранее Всемирный совет FIA включил 21 гонку в предварительный календарь будущего сезона. К нынешним 19 должны добавиться Гран–при Германии в Хоккенхайме и Гран–при Европы в Баку. При этом в регламенте говорится, что любые изменения могут быть внесены в него только с единодушного согласия всех участников чемпионата мира. Торг явно будет продолжен...

Советская Белоруссия № 221 (24851). Суббота, 14 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter