Международный суд ООН в Гааге отклонил взаимные иски Хорватии и Сербии о геноциде во время войн на Балканах в 1991–1995 годах

Соломоново решение Гааги

Международный суд ООН в Гааге отклонил взаимные иски Хорватии и Сербии о геноциде во время войн на Балканах в 1991–1995 годах

Председатель суда словак Петер Томка, огласивший постановление, принятое 17 судьями, заявил, что во время конфликта обе стороны были замешаны в совершении многочисленных преступлений. Однако суду так и не были представлены доказательства того, что Сербия или Хорватия имели прямые намерения совершать геноцид, уничтожив целый народ или его часть.

Вердикт, который теперь не может быть обжалован, положил конец 16-летней тяжбе, начатой Загребом еще в 1999 году. Находящиеся у власти в Хорватии консерваторы обвинили Белград, ставший правопреемником бывшей Югославии, в гибели 12,5 тысячи хорватов в ходе войны с сербскими вооруженными формированиями. Загреб требовал выплаты материальных компенсаций и возврата захваченных культурных ценностей. Как говорилось в поданном в Гаагу иске, власти Югославии «поддерживали, вооружали, поощряли и управляли действиями различных повстанческих группировок на территории Хорватии для изгнания несербского населения в целях создания Великой Сербии».

В ответ в 2010 году, после того как суд ООН отклонил сербские возражения относительно хорватского иска, Белград подал встречный иск к Загребу. В нем он акцентировал внимание на событиях августа 1995 года. Тогда силы хорватской армии и полиции провели операцию «Буря» против самопровозглашенной Республики Сербская Краина, поддерживаемой социалистическими властями Югославии. В ходе трехдневной операции более 250 тысяч человек были изгнаны из своих домов. Сотни людей убиты.

Уже тогда юристы обеих стран полагали, что иски Белграда и Загреба имеют слабую правовую перспективу, доказать факт геноцида практически невозможно. Тем более что в аналогичном процессе 1996 года, затеянном Боснией и Герцеговиной против Союзной Югославии, суд для понятия «геноцид» определил очень высокие критерии. В итоге претензии Сараева были отвергнуты.

Тем не менее завершившемуся в начале февраля процессу обе стороны придавали большое значение. После оглашения вердикта официальные лица Сербии заявили, что решение суда поставит точку в многолетнем споре двух балканских республик и будет способствовать их примирению.
 
По сути, вердикт судей в обоих балканских государствах восприняли как признание невиновности в отношении себя и ошибку по отношению к другому участнику конфликта. Для миллионов простых сербов и хорватов это решение ничего изменить не способно. Они далеки от юридических формулировок. Для них не важно, что пережили они или их соотечественники: геноцид или этническую чистку. Исторически напряжение между двумя славянскими народами существует весь ХХ век и продолжается в ХХI. Исчезнет оно, видимо, еще очень нескоро. Для серьезного и глубокого переосмысления тех событий необходима смена нескольких поколений.

Выходом из сложившегося тупика противоречий, в который попали обе страны, может послужить пример Польши и Германии, которые еще в 1970-х годах принесли друг другу взаимные извинения за многочисленные конфликты прошлого. Тем более что лидеры Сербии и Хорватии примирительные слова уже произнесли. Очередь за рядовыми гражданами. Белград и Загреб обречены быть соседями и партнерами. Каким будет взаимное сотрудничество, зависит теперь от них самих. Гаагский трибунал в этом конфликте поставил точку. Оба государства ныне имеют все возможности начать жизнь с чистого листа. Шанс, которым нельзя не воспользоваться. Тем более что сегодня между Сербией и Хорватией отношения достаточно хорошие. Их укреплению мешают исторические разногласия. Решение суда должно помочь им их скорее забыть.

Михаил ВОВК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter