Соломенный день рождения. Имя несвижской рукодельницы Веры Мацневой известно чуть ли не всему миру: ее работы не успели добраться разве что до Африки и Японии, а на родине, в Украине, белорусские пейзажи многим легли на душу.

Нет, пожалуй, ничего, чего не умела бы жена бывшего военного: шьет, рисует, пишет стихи, поет, вышивает лентами, занимается флористикой, выжигает по ткани и даже плитку в ванной положить может без мужской помощи.

Нет, пожалуй, ничего, чего не умела бы жена бывшего военного: шьет, рисует, пишет стихи, поет, вышивает лентами, занимается флористикой, выжигает по ткани и даже плитку в ванной положить может без мужской помощи.

Дорогу к переулку Коперника, в котором расположен дом рукодельницы, в Несвиже указывают с трудом: в небольшом городке лучше ориентируются без названий улиц. Но стоило мне сказать, что спешу в гости к Вере Ивановне, дорогу местные жители указали тут же. Впрочем, долго искать и так не пришлось — рукодельница вышла мне навстречу.

Патриотка Несвижа — так и напишите!

По правде говоря, Несвиж сначала ей жуть как не понравился — Вера Ивановна родом из Украины. В нашу страну более тридцати лет назад ее привела служба мужа. Молодых людей, только приехавших из большого чешского города, где в парках разгуливали павлины и плавали черные лебеди, встретили невзрачные деревянные домики и огромная грязная лужа, в которой с визгом плавала в корытах малышня. Да и новый семейный очаг в старой кирпичной двухэтажке был очень скромным. Миниатюрной молодой маме, чтобы развесить выстиранные пеленки, приходилось карабкаться на чердак. Лестница была короче, чем надо, метра на полтора, поэтому огромный таз с бельем приходилось “подсаживать” наверх и только потом залезать самой. Иногда трюк не удавался, и белье падало на печную копоть. Приходилось стирать заново, а это новый поход за водой...
— Сегодня, конечно, наш Несвиж не узнать: город, как сказка. Теперь я патриотка Несвижа, так и напишите. Бывает, приеду в Украину, день побуду — и сюда, домой тянет. Мои родные даже обижаются, — Вера Ивановна показывает свою картину с несвижским пейзажем. — Теперь, куда ни поеду, везде выступаю за родной город.

Кто ж тебя замуж возьмет?

Мы отправляемся в мастерскую: два столика, диванчик у окошка, высушенная соломка на стуле и несколько внушительных пакетов со всевозможными тканями и лентами. “Разложу все аккуратненько, замотаю в клубочки, но стоит сесть за работу — снова такой беспорядок”, — рукодельница подводит к вышитой иконе. Это второй вариант работы. Первую икону Почаевской Божьей Матери Вера Ивановна оставила в церкви: “Принесла ее в праздник на ночь, а батюшка посмотрел и сказал, что молиться ей должна не только я”. Но без иконы собеседница так скучала, что попросила забрать работу на неделю домой — сделать копию лика. Вышивать пришлось под лупу — такие мелкие крестики. К тому же для вышивки не было схемы, только карандашный эскиз на канве.
Вышивает Вера Ивановна с детства. Мастерству учила мама: “У нас так говорили: кто ж тебя замуж возьмет, если ты ни одного рушника не вышила!” Помимо традиционно женских приобрела и мужские навыки: однажды пришлось самой выкладывать плитку в ванной! Активный образ жизни вошел в привычку, и когда Вера Ивановна после нескольких лет ухода за маленькой внучкой не смогла найти работу, житья, как она признается, не стало: “Иду с биржи труда, чуть не плачу. И тут мне встречается Татьяна Ивановна из районного центра культуры”. Она пригласила рукодельницу спеть на городском празднике. Узнав о волнующей проблеме, предложила Вере Ивановне вести кружки. Но самое главное — рукодельница поехала на курсы по соломоплетению, которые, говорит, помогли заново родиться. Несколько занятий полностью изменили жизнь: “Я забыла и про вязание, и про вышивку! Все, только соломка!”

Сажаем только самое любимое — картошку

Новое увлечение захватило сразу, поэтому, когда первые базовые элементы не получались, накатывались слезы: “Все уже плетут, а я только соломку перевожу. Завтра уезжать — я ничему не научилась”. Теперь же работы Веры Ивановны есть даже в учебниках по соломоплетению. А эксклюзивные несвижские сувениры путешествуют по всему миру: фестивали, подарки...
— Странный я человек: вот придет что-нибудь в голову — откладываю все, что делала, и сажусь за работу, — рукодельница показывает мне вазу. Рулон от линолеума, бархат, соломка и фасоль — вот и необычный сувенир. Или соломенный свадебный каравай. На него пошли сноп соломы и обыкновенная крышка от упаковки.
— Только в огороде не всегда успеваю, — вздыхает моя собеседница. — Впрочем, мы сажаем только самое любимое: картошку, например. И обязательно цветы. Вера Ивановна упросила своего супруга продать неплохую квартирку и купить заброшенный дом, который сами и обустроили на свой вкус. — Осталось теперь уговорить мастерскую перенести в другое место: уж больно на виду! Правда, для этого придется разобрать печку. Может, и не стоит этого делать?” — раздумывает Вера Ивановна и спешит за работу: скоро фестиваль национальных культур в Гродно, с пустыми руками нельзя!

Когда борщ на борщ не похож...
Сложно найти хозяйку, в кулинарной книге у которой не было бы рецепта украинского борща. Но, даже строго следуя “инструкции”, не всегда удается приготовить его на отлично. Справиться с кулинарными проблемами помогут маленькие хитрости, о которых “НГ” рассказали опытные украинские хозяйки:

  • Варите борщ в кастрюле с открытой крышкой.
  • Для бульона выберите мясо на ребрышках. А вот от пряностей и бульонных кубиков лучше отказаться.
  • Перед тем как добавлять картофель, следует положить в бульон немного сладкого перца, порезанного соломкой.
  • В конце варки можно добавить немного свежего или консервированного щавеля, чесночка, отжатого в чесночнице, и зелени, которые придадут блюду приятный вкус и заметно “оживят” внешний вид блюда.
  • Некоторые хозяйки уверены: особый вкус борщ приобретает на второй день. Поэтому они советуют дать блюду настояться под крышкой хотя бы ночь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter