Соломенная шляпка

Как из снопа сделать сказку
Как из снопа сделать сказку

Китайцам нужны улитки и лягушки, бельгийцам — слоны, американцам — большие петухи. А испанцы увидели корову и попросили «50 таких быков». Такая вот коррида получается.

Заказы от иностранцев у белорусских умельцев расписаны на месяцы вперед. Издавна соломоплетение у нас считалось простым народным ремеслом, а в конце прошлого столетия стало настоящим искусством, за что Беларусь и окрестили жемчужиной соломенного мира.

Что у петуха под хвостом

Вера Ильинична Гаврилюк — человек–легенда. Именно с нее начинается новый век белорусской соломки. Родилась «бабушка соломоплетения» в начале прошлого века на Белосточчине. С детства усвоила материнские уроки народных промыслов, благодаря которым обшивала и одевала всю семью, делала уютным дом и слыла мастерицей на всю округу.

— Мама замечательно ткала, была прекрасной портнихой, рисовала, занималась аппликацией, — вспоминает дочь Веры Ильиничны Таисия Агафоненко. — В детстве в нашем доме была самая красивая рождественская елка. Украшали мы ее соломенными цепочками и игрушками, которые плели все вместе.

Долгие годы Вера Гаврилюк развивала свои способности исключительно в кругу семьи. Растила детей, а после войны, потеряв мужа, осталась главной кормилицей. Только в 60 лет она смогла всецело посвятить себя творчеству. Сначала в обычные ткацкие узоры стала вплетать ржаные стебли, а потом и вовсе увлеклась соломкой.

На Брестской фабрике художественных изделий Вера Ильинична явно выделялась своими идеями среди других мастериц. Однако должность художника требовала специального образования, и бабушка Гаврилюк... поступила в Московский заочный институт искусств им. Крупской. Окончила она его в 66 лет на «отлично»!

Кажется, вот–вот скрипнет журавль на колодце, закукарекает петух на заборе и маленькая соломенная деревня Веры Гаврилюк оживет. В картинах она выплетала свое детство и молодость. Вот почему пахарь идет за волами (на лошадях в ее краях тогда не пахали), а девушка провожает... буденовца в знаменитом шлеме со звездой. Нехитрые сюжеты сразу полюбились зрителям, а Вера Гаврилюк стала известной как первый автор соломенной сувенирной скульптуры.

— Путешественник Юрий Сенкевич случайно узнал о маме, сделал о ней передачу, а потом приезжал к нам в гости. После той передачи письма приходили сотнями со всего Союза, — вспоминает Таисия Павловна.

Работы Гаврилюк с ВДНХ продолжали путешествие в Болгарию, Югославию, Канаду, другие страны Европы и Америки и даже в Африку! Их преподнесли в подарок космонавту Валентине Терешковой и композитору Оскару Фельцману. Расул Гамзатов, растроганный милой селянской лирикой, подружился с белорусской мастерицей и приезжал поздравить ее с днем рождения. Как популярных артистов, самобытную рукодельницу вносили в программы правительственных приемов. Говорят, представляя там свои работы, жизнерадостная Вера Ильинична могла и песню народную спеть, и даже в пляс пускалась.

— Однажды мама сделала петуха, но не рассчитала центр равновесия, и тот стал падать, — вспоминает Таисия Павловна. — Но она нашлась! Положила пару камешков в маленький мешочек, и... пришила его под хвост. Всех, кто видел этого петуха, очень интересовало, что там у него болтается.

Не стало «бабушки белорусского соломоплетения» в 1985 году...

«А по ночам мне снится конь»

Многие на даче выращивают овощи и фрукты, а Таисия Павловна Агафоненко — пшеницу и рожь, но не для того, чтобы печь хлеб. Поле свое она засаживает по–особому, очень плотно, чтобы стебли были длинными, урожай собирает бережно и в срок, чтобы успеть, пока соломка «не заболеет». Потом ее нужно почистить, высушить, отбелить на солнышке.

— Во времена всеобщего дефицита мы с дочкой, бывало, везем эти снопы домой, а в автобусе спрашивают: «Где спагетти покупали?» — смеется мастерица.

Соломка в ее городской квартире повсюду — в мешках, в готовых работах и... в морозильнике. Кстати, там она хранится лучше всего.

Таисия Агафоненко окончила художественное училище и занималась росписью ткани на галантерейной фабрике. Но недолго.

— Мне всегда хотелось сплести соломенного коня, такого, каких нигде нет, — признается она.

Сегодня ее сказочные кони с огромной золотистой гривой — настоящий брэнд. Без них, как и без популярной девушки с хлебом–солью, кстати, придуманной ее мамой, за границу не отправится ни одна делегация.

— Но я не смогу создать то, что делают Тамара и Татьяна, — восхищается Таисия Павловна своими дочками.

Обезьяны, кашалоты и... таможенник

Тамара родилась, когда ее бабушка на Брестчине была уже известной художницей. В 12 лет она начала плести из соломки, а в 14 ее работы уже представляли на выставке народных талантов СССР в Москве.

Повзрослев, она совершила настоящую революцию. Она вообще отказалась от традиций и схем и открыла новую возможность соломки — передавать чувства и ассоциации. Увидеть ее работы нужно, чтобы поверить, что сухими стеблями можно передать контраст зимы и лета, недосягаемость космоса и глубины подводного мира.

Тамара Павловская сплела первые декоративные цветы и удивительные головные уборы, в которых белорусские красавицы покорили Италию. Она же оформила соломкой первые интерьеры, среди которых и знаменитый ресторан «Минск» в Потсдаме. Как и бабушка, она никогда не рисовала эскизы, творила сразу, словно оплетая соломкой свои мысли.

30 лет назад Тамара вместе с мужем–художником переехала в Париж. Там у них своя галерея живописи. К поделкам она возвращается, когда навещает родных, душу отводит. И на этот раз в доме мамы Тамару дожидаются несколько мешков приготовленной специально для нее соломки.

Дольше всех в этой семье держалась Татьяна Головачева, вторая дочь Таисии Агафоненко. Более 20 лет она делала персонажей «Калыханкi». И только когда ушла с телевидения, начала мастерить соломенных кукол, именно тех, которые так нравятся иностранцам.

— Индустрия соломки особенно развита в Америке, — рассказывает Татьяна. — Причем выращивают материал мексиканцы, красят по особым технологиям немцы, а американцы только плетут вот на такусеньких станочках. Правда, делают они в основном мелкую бижутерию, скульптурой там занимаются единицы.

Сама Татьяна работать на станке категорически отказывается: «Какое ж это ремесло?» А вот за ножнички и точилку, специальные для работы с соломкой (!), заокеанским коллегам благодарна.

Разговаривая со мной, она как бы невзначай теребит руками пучок соломы. Через два–три дня он превратится в очередную золотистую красавицу. Кстати, от соломенного блеска у всех мастериц болят глаза и быстро садится зрение. Еще у них все пальцы в нарывах, потому что много заноз. Но несмотря на это, количество желающих вплести в удивительную вещичку кусочек своих фантазий не уменьшается.

— В мой кружок в районном центре художественного творчества приглашают детей, но вместе с ними всегда приходят мамы и бабушки, — говорит Татьяна Головачева.

Ее 14–летняя дочь Маша тоже занимается в этом кружке. Она уже победила в городском конкурсе народного творчества.

Сухой и ломкой соломка кажется только на первый взгляд. Рукодельницы утверждают, настоящий художник сможет передать ею абсолютно все.

— Маме заказывали крокодилов и обезьян, а недавно мы с ней сделали пожарного! Теперь ее попросили сплести... таможенника, — посвящает меня в ближайшие творческие планы представительница уже четвертого поколения «соломенной» династии.

Справка «СБ»

Работы Веры Гаврилюк, Таисии Агафоненко, Тамары Павловской и Татьяны Головачевой можно увидеть в Национальном музее истории и культуры Беларуси, Музее белорусского народного искусства, Музее древнебелорусской культуры в Академии наук Беларуси, центре белорусских ремесел «Скарбнiца», галерее «Славутыя майстры», а также в галереях народных промыслов и музеях соломенного искусства в США, Канаде, Польше, Германии, Франции, Бельгии, Японии и Австралии.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter