Соло знаменитости,

или Академический шок в двух частях
или Академический шок в двух частях

Питер Донахью, мировая фортепианная знаменитость из Великобритании, прогостил в Минске чуть меньше недели. Считанных дней ему хватило, чтобы внести смятение в души наших меломанов и музыкантов, продемонстрировав весьма неклассический подход к классической музыке. Приглашенный для участия в проекте Александра Анисимова «Живая классика», с чисто английской вежливостью («если Минску это интересно») он предложил сыграть собственный «сольник» и провести мастер–класс. Оказалось, Минску это более чем интересно.

Прелюдия

В гардеробной академии музыки я слегка замешкалась, размышляя, куда же пристроить свою куртку — гардеробщица заявила, что свободных номерков у нее нет даже в виде исключения. Перспектива слушать творения великих классиков с курткой наперевес создавала ощутимый неуют в душе, но делать было нечего. В компании таких же «отверженных», с разномастной верхней одеждой в руках, я тихонько пробралась на галерку концертного зала... А что же происходило на сцене? Развенчание авторитетов! Если техническая подготовка наших молодых пианистов привела Питера Донахью в нешуточный восторг (это верно, мало кто «вгрызается» в классику так же добросовестно, как белорусы, ну разве что россияне...), то дальше он принялся... «громить» идеалы.

Баху досталось первому. Англичанин с чувством рассказывал, как тот любил вино (и много), как сочинял анекдоты и разыгрывал приятелей... «В общем, хорошим парнем был этот Бах», — завершил свою мини–лекцию мистер Донахью. Следовательно, и музыка «хорошего парня» должна звучать иначе, чем опусы величайшего гения всех времен и народов. «Ну давайте же, спорьте со мной!» — призывал внимающую ему публику Питер Донахью. Спорить никто не попытался. Все–таки в «багаже» у мистера Донахью — победа в престижнейшем конкурсе им. Чайковского, репутация мировой знаменитости и успешные гастроли в разных странах...

Фуга

И все–таки в принципе исполнять музыку с критической точки зрения на биографию ее создателя определенно что–то есть. Во время сольного концерта маэстро Донахью мне вдруг вспомнилось несколько невесть откуда почерпнутых фактов — например, о Прокофьеве, который был заядлым шахматистом и оставил после себя несколько остроумных дневников, написанных одними согласными. А Бартока сегодня называли бы модным словечком «перфекционист»... Действительно, исполнительская манера английского гостя «элитарности» лишена совершенно, тем не менее это искусство — не только потому, что на своих концертах он предпочитает озвучивать самые сложные и широко непопулярные произведения обширного фортепианного наследия. На таких концертах не скучно даже человеку без специальной музыкальной подготовки.

Но аншлагом «сольник» Питера Донахью, увы, не был отмечен — до сих пор широкой минской публике его имя было не особенно известно. Другое дело — состоявшийся в воскресенье концерт из хорошо раскрученного и весьма популярного у минчан цикла «Живая классика». Собственно, ради Чайковского в первом отделении Александр Анисимов и вызвал в Минск своего давнего друга из туманного Альбиона. Старейшей части публики, привыкшей, что в филармонию билеты есть всегда и их без проблем можно приобрести накануне, снова катастрофически не хватило мест. Билеты на четвертый концерт «Живой классики» были раскуплены за несколько недель до события. Очевидно, что в Минске концерты классической музыки входят в моду, у них появляются новые поклонники, и мировые знаменитости все охотнее едут сюда, не запрашивая баснословных гонораров.

Александр Анисимов, главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра:

— Когда я впервые услышал, как Питер исполняет Чайковского, вспомнил, какое потрясение испытал в юности от записи оркестра Лондонской филармонии. Тогда я как будто услышал новую, абсолютно незнакомую мне музыку — а тем временем оркестр играл то, что русский человек знает с детства, — «Спящую красавицу»...

Юрий Гильдюк, профессор Белорусской академии музыки, художественный руководитель филармонии:

— Наши исполнители славятся своим традиционно корректным подходом к классике, на Западе так же традиционно принято более вольное обращение с этой музыкой. Хотя сейчас все так перемешалось... Тем не менее мне импонируют попытки Питера Донахью быть посредником между композитором и слушателем, не демонстрируя себя. И хотя ни у кого нет мобильного телефона Баха или Моцарта, чтобы поинтересоваться мнением об интерпретации их творчества, это всегда интригует.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter