Соло с оркестром

Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки готовится к новому, юбилейному сезону...
Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки готовится к новому, юбилейному сезону. В репетиционном зале вовсю кипит работа. Но у бессменного руководителя оркестра Михаила Финберга есть повод для серьезных раздумий. Какова сегодня наша эстрада? Какую роль играют масс–медиа в формировании музыкальных вкусов? И кто сохранит культурные ценности страны? Но разговор наш начался издалека, а точнее — с Москвы, с легендарного концертного зала «Россия», который вот–вот будет снесен с лица земли.

— Михаил Яковлевич, концертный зал «Россия» прекратил свое существование. Как вы это пережили?

— Тяжело. Зал «Россия» — моя судьба, моя жизнь, мой дом родной. В зале «Россия» я многому научился. Концерты там продолжались по четыре — пять часов. Это под силу только настоящим профессионалам, таким как Кобзон, Лещенко, Пугачева, Долина.

— Правда ли, что звук в «России» был самым лучшим на постсоветском пространстве?

— Акустически зал был выполнен очень интересно. Но без лишней скромности скажу, что звук на концертах и телезаписях всегда «делали» специалисты нашего оркестра. Сцена «России» временно перенесена в другое место. Но я думаю, что та, почти домашняя, атмосфера, которую ощущали и зрители, и артисты, утрачена безвозвратно.

— Но ведь есть же и другие концертные залы. Тот же Кремлевский Дворец съездов...

— Там мы тоже работали. Но гораздо реже. Всего несколько раз в году. Дело в том, что этот огромный зал больше приспособлен под «фанерные» выступления. Чего я лично понять и принять никак не могу. Сегодня фонограмма так испортила многих артистов, что они уже не в состоянии исполнить «живьем» ни одной песни. Я уже не говорю о тех вопиющих случаях, когда даже фонограммы за тех, кто открывает рот, записывают совсем другие исполнители. Я и слышать не хочу о том, что сейчас шоу — это главное, а собственно вокальное мастерство на эстраде никого не интересует. А в чем тогда смысл этого жанра? Можете себе представить, чтобы футболисты бегали «не живьем» или кто–то другой за них это делал? Сегодня уже не просто большинство на эстраде поет «под фанеру». Иные академические коллективы рты открывают под запись. Даже симфонические оркестры не гнушаются. И я не понимаю, как зрители осознанно могут отдавать свои деньги за это откровенное и циничное вранье. При этом стоимость билетов на «живые» и «фанерные» концерты одинаковая.

— А если бы вас пригласили провести мастер–класс, допустим, на «Фабрику звезд», вы бы взялись поговорить с молодежью о вреде фонограммы?

— Я считаю, этот проект построен на обмане телезрителей. Я за свои слова несу ответственность. Есть в профессиональном жаргоне у музыкантов такое понятие «на подтяжках». Это когда артист берет ноту, как умеет, а звукорежиссер ее «подтягивает». Вверх, вниз, куда надо. Если в этот проект отбирают прежде всего по принципу телегеничности, то при чем тут музыка?

— Что вы скажете об успехах «фабрикантки» из Беларуси Натальи Подольской? О ситуации с отменой ее концерта во Дворце Республики?

— Ей повезло, что ее показывают по телевизору. Многих показывают. А наш оркестр не показывают. Это большая проблема для нас — попасть на ТВ. А этих девочек крутят с утра до вечера. На радио и телевидении нам отвечают: «Вы — не формат». Я так понимаю, что это слово означает, что наша национальная культура не нравится конкретно тем людям, которые принимают решение, что будет звучать в эфире. Потому что, когда я иду по проспекту Независимости, меня останавливает едва ли не каждый прохожий. Мне говорят слова благодарности за работу нашего оркестра и спрашивают, когда и где можно нас услышать. Приведу такой факт. Доходная часть оркестра из творческих коллективов на втором месте в стране после Театра балета. При этом Театр балета имеет свою сцену, а мы нет. У нас все концерты выездные.

— А есть ли что–нибудь у нас на эстраде, что бы вам нравилось?

— Безусловно. Есть много талантливых ребят. Но ими же никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Музыкального образования нет у большинства. Ну выступили сегодня в концерте, завтра — на вечеринке. А что дальше? Кто научит их пронести искусство через всю жизнь? Я много раз говорил об этом, но повторю еще раз. Звезда — это тот артист, на концерт которого покупают билеты. И это мероприятие окупило затраты на аренду зала, рекламу, суточные и дорогу. «Гарантийные» выступления, когда какое–то предприятие покупает все билеты и распространяет среди своих сотрудников, не в счет.

— Но ведь у вас была попытка организовать продюсерский центр при оркестре. Что из этой затеи вышло?

— Мы попробовали, и я от этого отказался. Я понял, что совмещать искусство и бизнес, где государственное пересекается с коммерческим, не могу. Для этого нужно выходить за рамки правового поля. Кто умеет, пусть занимается. Я хочу жить по закону. Поэтому я занимался и буду заниматься только оркестром.

— Михаил Яковлевич, по большому счету, зачем вашему оркестру теле– и радиоэфиры? Ведь вы же востребованы, судя по доходной части, как никто другой.

— А как в наше время обходиться без рекламы? Кто будет знать, что мы проводим фестиваль или концерт? Ведь мы занимаемся национальным искусством. Я хочу, чтобы музыку, которую мы исполняем, знали. Ведь это история нашей культуры. За все 20 лет с оркестром я не смог добиться того, чтобы нам дали хотя бы 25 минут в квартал. Мы бы выступили в прямом эфире. Кому бы это могло повредить? На фоне того, что безголосых девочек крутят без перерыва... То, что делает оркестр, — уникально. Сегодня мы уже готовим то, что прозвучит в 2007 году. Начнем с фестиваля в Заславле, посвященного 200–летию со дня рождения выдающегося белорусского композитора Н.Орды. Затем совместно с Минским городским управлением культуры мы проведем международный джазовый фестиваль. Одновременно мы готовим программу к 100–летию со дня смерти Э.Грига. В ней будут соединены два жанра: симфоническая и джазовая музыка. Заканчиваем подготовку к концерту памяти М.Таривердиева. В планах провести фестиваль в Молодечно, посвященный 125–летию Я.Купалы. Уже через две недели стартует фестиваль, посвященный 125–летию Я.Коласа в Столбцах. Впервые в 2007 году мы проведем концерт–инаугурацию лучших музыкантов страны. А проще — вручение премий Национального концертного оркестра Беларуси. Сейчас все внимание уделяется певцам, а об инструменталистах никто не вспоминает. Мы решили исправить эту обидную ситуацию. Традиционно пройдут наши фестивали в Несвиже, Мире, Мстиславле. Готовим концерт к 70–летию выдающегося белорусского композитора Д.Смольского. Всего не перескажешь. В оркестре кипит работа. По приблизительным подсчетам мы выпустим 27 новых программ.

— Вам грех жаловаться.

— Мы–то работаем. По–прежнему на высочайшем уровне. И не собираемся сидеть сложа руки. С 1 января оркестр уезжает с гастролями по всем нашим агрогородкам. И пускай нас догонят! Только не с фонограммными концертами. А с настоящими, с какими всегда выступает Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter